Проектирование деятельности РМО на 2012-2013 учебный год в контексте обновления региональной образовательной системы

План

1. Проектирование деятельности РМО на 2012-2013 учебный год в контексте обновления региональной образовательной системы

2. Сетевые формы работы методического объединения педагогов информационного образования. Блог как инновационная форма организации работы методического объединения

3. Оценка достижения планируемых учителем результатов освоения основных образовательных программ

 

 

Вступление.

В условиях подготовки к введению ФГОС второго поколения возрастает роль районных методических объединений (РМО) учителей–предметников как коллектива, объединенного общими профессиональными интересами и способного решать проблемы, возникающие перед ним, совместными усилиями.

Цель деятельности РМО: сформировать готовность учителей – предметников, как непосредственных участников образовательного процесса, к внедрению ФГОС ООО второго поколения.

Какие задачи надо решить, чтобы добиться реализации цели? Какие из них главные, целеполагающие, а какие второстепенные?

Предлагаем руководителям РМО обдумать эти вопросы в ходе дистанционной сессии.

Анализируя ответы учителей на вопросы о целях, назначении, структуре ФГОС ООО, полученные на практических занятиях курсовой подготовки в ИПК, можно констатировать, что учителя имеют фрагментарные представления о стандарте второго поколения, не представляют, какую подготовительную работу они должны проделать, чтобы эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность после введения ФГОС ООО. Поэтому сейчас необычайно важно в рамках РМО активизировать учителей, направить и организовать их работу по детальному ознакомлению с материалами ФГОС, изучению понятийного аппарата, применяемого в этих материалах, формулированию и решению новых задач, встающими перед учителями, по которым нет еще готовых решений.

При планировании работы РМО на будущий учебный год руководители РМО должны продумать такие виды деятельности, которые бы позволили учителям осмыслить системные обновления, заложенные в Стандартах второго поколения, их сущность и назначение. Не менее важно рассмотреть новые виды образовательных результатов, номенклатуру универсальных учебных действий, структуру образовательной программы образовательного учреждения и входящих в неё  программу формирования УУД, рабочую программу по предмету, в составлении которых будет принимать участие учитель – предметник. Как видно из перечня, вопросов для изучения очень много.

Наиболее эффективной формой изучения перечисленных вопросов на заседаниях РМО будут являться теоретические семинары, на которых можно детально обсудить материалы ФГОС ООО. На первом семинаре целесообразно изучить  и осмыслить ФГОС ООО, на втором – примерную основную образовательную программу образовательного учреждения и номенклатуру УУД, на третьем – рассмотреть подходы к планированию программы формирования УУД  и рабочей программы по предмету.

к содержанию  

 

Тема 1. ФГОС ООО: системные обновления основного общего образования.

Стандарт образования нового поколения содержит системные обновления, которые касаются целей образования, его содержания и структуры, системы оценивания и технологий обучения.

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Приоритет развития личности учащегося отражает гуманитарную парадигму образования, которая является фундаментальной в стандартах второго поколения.

 Стандарты второго поколения опираются на деятельностный подход к образованию. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.

Актуализация деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим  показателям:

•        придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
•        более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
•        возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
•        существенное повышение мотивации и интереса к учению;
•        обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Системно-деятельностный подход выдвинул новую концепцию  образования, отличающуюся от прежней  в следующих стратегических направлениях:

  •          переход от целей школьного обучения как усвоения знаний, умений и навыков в рамках отдельных учебных предметов - к единой цели как умения учиться для удовлетворения потребности в самообразовании и саморазвитии  всю жизнь;
  •          от изолированного, понятийного изучения учебных дисциплин - к включению содержания обучения в контекст решения учащимися значимых жизненных задач, что изменяет акцентуацию с учебно-предметного содержания обучения на понимание учения как личностного процесса образования и порождения смыслов;
  •          смену стихийности учебной деятельности учащегося на стратегию её целенаправленной организации и планомерного стадийного формирования с учётом возрастных  и личностных особенностей;
  •          принципиально важен переход от индивидуальной формы усвоения знаний к пониманию решающей роли сотрудничества (субъект-субъектных отношений) в достижении целей образования.

Впервые стандарт основного общего образования определяет цель образования через портрет выпускника основной школы.

  • Это подросток, любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
  • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Впервые  стандарты рассматриваются как конституция школьной жизни, в которой учтены все её аспекты.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования состоит из четырех разделов:

  • ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ;
  • ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ;
  • ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ;
  • ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

 

В актовом докладе «ФГОС основного общего образования: содержание и механизмы реализации» раскрыто содержание всех разделов стандарта. 

Сделаем акцент на Требованиях к результатам ООП ООО. 

Стандарт устанавливает требования к трем группам результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

•        личностным результатам, которые включают в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
•        метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
•        предметным результатам,  включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Приоритетными результатами являются личностные результаты, т.к. они в большей мере определяют будущую успешность человека на  его жизненном пути. Остальные группы результатов также способствуют формированию личностных результатов.

Учителю информатики и ИКТ необходимо целостное видение всех групп результатов, которые должны получить  учащиеся при изучении информатики и ИКТ в основной школе. При подготовке уроков он должен так проектировать свою деятельность и деятельность учащихся, чтобы систематически выходить на запланированные образовательные результаты.  В период подготовки к введению стандартов второго поколения на заседаниях РМО целесообразно провести теоретический семинар по осмыслению ФГОС ООО, новых образовательных результатов, путей их получения силами предмета «информатики и ИКТ», планирования этих результатов на каждом уроке в поурочных планах.

к содержанию  

 

Тема 2. Основная образовательная программа образовательного учреждения: содержание и подходы к планированию в деятельности учителя информатики.

В ходе подготовки к введению ФГОС ООО рекомендуем руководителям РМО запланировать изучение примерной основной образовательной программы основного общего образования.

  В Требованиях к структуре основной образовательной программы основного общего образования определяются цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организация образовательного процесса на ступени основного общего образования.

Основная образовательная программа основного общего образования реализуется как через урочную, так и внеурочную деятельность, которая направлена, в основном, на духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное развитие личности. Формы проведения внеурочной деятельности могут быть разнообразными, но они должны радикально отличаться от традиционных уроков. Это могут быть кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции,  школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные  практики, военно-патриотические объединения и т. д.

Структура основной образовательной программы состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного.

Таблица №1
Структура основной образовательной программы (ООП)


Название раздела программы

Целевой

Содержательный

Организационный

Состав раздела

Пояснительная записка

Программа развития УУД

Учебный план

Планируемые результаты освоения ООП

Программы отдельных учебных предметов, курсов (программы формирования ИКТ-компетентности школьников; программы учебно-исследовательской и проектной деятельности; программы профессиональной ориентации; программы экологического образования; программы дополнительного образования), внеурочной деятельности

Система условий реализации ООП (кадровые, финансовые, материально-технические и иные)

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП

Программа воспитания и социализации обучающихся

 

 

Программа
коррекционной работы

 

Основная образовательная программа основного общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, представленных во всех трех разделах основной образовательной программы: целевом, содержательном и организационном.

Таблица №2
Распре деление частей образовательной программы по разделам ООП


Название раздела
программы

Обязательная часть (% от общего объема ООП)

Часть, формируемая участниками образовательного процесса (% от общего объема ООП)

Целевой

70

30

Содержательный

70

30

Организационный

70

30

Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 30% от общего объёма основной образовательной программы основного общего образования.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются: учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность.

Реализация основной образовательной программы основного общего образования осуществляется самим образовательным учреждением. Для качественной реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Учитель информатики и ИКТ будет принимать участие в составлении основной образовательной программы образовательного учреждения и ему нужно будет представить в целевой раздел ООП ООО цель образования, перечень результатов образования, формируемых силами предмета «Информатика и ИКТ», систему оценки достижения планируемых результатов.

Цели изучения информатики и ИКТ в основной школе, согласно примерной программе по предмету «Информатика»:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

 

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.

В целевом разделе ООП ООО планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.

Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, с одной стороны, и системы оценки — с другой.

В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

• четырёх междисциплинарных учебных программ — «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом»
• учебных программ по всем предметам

Планируемые результаты реализации ООП ООО по информатике и ИКТ:

Информация и способы её представления

Выпускник научится:

• использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
• описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; 
• записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
• кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
• использовать основные способы графического представления числовой информации.

Выпускник получит возможность:

• познакомиться с примерами использования формальных (математических) моделей, понять разницу между математической (формальной) моделью объекта и его натурной («вещественной») моделью, между математической (формальной) моделью объекта/явления и его словесным (литературным) описанием;
• узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1;
• познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
• познакомиться с двоичной системой счисления;
• познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами.

Основы алгоритмической культуры

Выпускник научится:

• понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»; понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;
• строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;
• понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминирован-ность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);
• составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
• использовать логические значения, операции и выражения с ними;
• понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций  ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
• создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;
• создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.

Выпускник получит возможность:

• познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами;
• создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне её.

Использование программных систем и сервисов

Выпускник научится:

• базовым навыкам работы с компьютером;
• использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);
• знаниям, умениям и навыкам, достаточным для  работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу этих систем и сервисов  с использованием соответствующей терминологии.

Выпускник получит возможность:

• познакомиться с программными средствами для работы с аудио-визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
• научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.;
• познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в современных научно-технических исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и т. д.).

Работа в информационном пространстве

Выпускник научится:

• базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач;
• организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
• основам соблюдения норм информационной этики и права.

Выпускник получит возможность:

• познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;
• познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
• узнать о том, что в сфере информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) существуют международные и национальные стандарты;
• получить представление о тенденциях развития ИКТ.

Личностными результатами обучения информатике и ИКТ в основной школе являются:

•        формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
•        формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
•        развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
•        формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметными результатами обучения информатике и ИКТ в основной школе являются:

•        умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
•        владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•        умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
•        умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
•        смысловое чтение;
•        умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
•        формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

В содержательном разделе ООП учитель информатики и ИКТ должен принять участие в разработке программы формирования УУД, ИКТ-компетентности школьников, основ учебно-исследовательской и проектной деятельности, стратегий смыслового чтения и работы с текстом/работы с информацией.

Программа развития универсальных учебных действий (УУД) в основной школе определяет:

— цели и задачи взаимодействия педагогов и обучающихся по развитию универсальных учебных действий в основной школе, описание основных подходов, обеспечивающих эффективное их усвоение обучающимися, взаимосвязи содержания урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию УУД;
— планируемые результаты усвоения обучающимися познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, показатели уровней и степени владения ими, их взаимосвязь с другими результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования;
— ценностные ориентиры развития универсальных учебный действий, место и формы развития УУД: образовательные области, учебные предметы, внеурочные занятия и т. п. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
— основные направления деятельности по развитию УУД в основной школе, описание технологии включения развивающих задач как в урочную, так и внеурочную деятельность обучающихся;
— условия развития УУД;
— преемственность программы развития универсальных учебных действий при переходе от начального к основному общему образованию.

Целью программы развития универсальных учебных действий является обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также реализация системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и развивающего потенциала общего среднего образования.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учётом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер подростка. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Программа формирования универсальных учебных действий: обеспечивает  системный подход к формированию метапредметных умений средствами УМК, используемых в образовательном учреждении.

Программа формирования универсальных учебных действий содержит:

  • Описание ценностных ориентиров основного общего образования.
  • Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
  • Формирование универсальных учебных действий средствами используемых УМК.
  • Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с используемыми УМК.
  • Мониторинг сформированности универсальных учебных действий.
  • Описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования.

 

В результате изучения информатики и ИКТ в основной школе должны получить дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

В ходе изучения средствами информатики и ИКТ у выпускников будут заложены основы формально-логического мышления, рефлексии, что будет способствовать:

• порождению нового типа познавательных интересов (интереса не только к фактам, но и к закономерностям);
• расширению и переориентации рефлексивной оценки собственных возможностей — за пределы учебной деятельности в сферу самосознания;
• формированию способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности.

В ходе изучения информатики и ИКТ обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

В ходе планирования и выполнения учебных исследований обучающиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.

В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий у выпускников будут заложены:

• потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;
• основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
• основы ценностных суждений и оценок;
• уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;
• основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.

В сфере развития личностных универсальных учебных действий  на уроках информатики и ИКТ приоритетное внимание уделяется формированию:

• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
• готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.

В частности, формированию готовности и способности к выбору направления профильного образования способствуют:

• целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов;
• реализация уровневого подхода как в преподавании (на основе дифференциации требований к освоению учебных программ и достижению планируемых результатов), так и в оценочных процедурах (на основе дифференциации содержания проверочных заданий и/или критериев оценки достижения планируемых результатов на базовом и повышенных уровнях);
• формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки;
• организация системы проб подростками своих возможностей (в том числе предпрофессиональных проб) за счёт использования дополнительных возможностей образовательного процесса, в том числе: факультативов, вводимых образовательным учреждением; программы формирования ИКТ-компетентности школьников; программы учебно-исследовательской и проектной деятельности; программы внеурочной деятельности; программы профессиональной ориентации; программы экологического образования; программы дополнительного образования, иных возможностей образовательного учреждения;
• приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности.

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий на уроках информатикии ИКТ приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики и ИКТ приоритетное внимание уделяется:

• формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
• практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий на уроках информатики и ИКТ приоритетное внимание уделяется:

• практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
• развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
• практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

При изучении информатики и ИКТ обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.

Обучающиеся приобретут потребность поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; освоят эффективные приёмы поиска, организации и хранения информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете; приобретут первичные навыки формирования и организации собственного информационного пространства.

Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа.

Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.

Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.

Разрабатывая подходы к формированию УУД, учитель информатики и ИКТ должен вычленить из всей номенклатуры УУД те виды действий, которые можно формировать средствами предмета «Информатики и ИКТ» с учетом дидактических возможностей УМК, по которому происходит обучение учащихся. 

Кроме этого учитель должен разработать или подобрать типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с используемыми УМК по информатике и ИКТ.

В содержательный раздел ООП входят учебные программы по предметам.

Примерная программа по информатике для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Необходимость разработки новой программы обусловлена, с одной стороны, пересмотром содержания общего образования в целом, с другой стороны, потребностью развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и связанной с этим необходимостью уделять в курсе информатики большее внимание вопросам алгоритмизации и программирования. При этом учитывается важная роль, которую играет алгоритмическое мышление в формировании личности.

В примерной программе учтено, что сегодня в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования учащиеся к концу начальной школы приобретают ИКТ-компетентность, достаточную для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5 класса они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики, завершающий основную школу, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Учебная программа по информатике и ИКТ включает в себя следующие разделы:

  • Введение в информатику;
  • Алгоритмы и элементы программирования;
  • Использование программных систем и сервисов;
  • Работа в информационном пространстве.

 

В организационном разделе ООП содержится базисный учебный план и определяется система условий реализации образовательной программы.

Примерный учебный план образовательных учреждений  Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу основного общего образования, определяет общие рамки отбора содержания основного общего образования, разработки требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.

Примерный учебный план:

— фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся;
— определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов, направлений внеурочной деятельности и время, отводимое на их освоение и организацию;
— распределяет учебные предметы, курсы и направления внеурочной деятельности по классам и учебным годам.

Примерный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность.

Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, учредителя образовательного учреждения (организации).

Время, отводимое на данную часть примерного учебного плана, может быть использовано на:

— увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов обязательной части;
— введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные;
— внеурочную деятельность.

Информатика изучается в 7—9 классах основной школы по одному часу в неделю. Всего 105 ч. На инвариантную часть отводится 78 ч учебного времени, остальные 27 ч используются учителем по своему усмотрению.

Примерный учебный план основного общего образования по информатике и ИКТ

Предметные области

Учебные
предметы
Классы

Количество часов в неделю

V

VI

VII

VIII

IX

Всего

 

Обязательная часть

 

Математика и информатика

Информатика

 

 

1

1

1

3

 

Часть, формируемая участниками образовательного процесса(для всех предметных областей)

1,5

1

2

2

1

7,5

Максимально допустимая недельная нагрузка

32

33

35

36

36

172

Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.) *

 

 

 

 

 

 

Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.).

Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении.

Содержание данных занятий должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.

Принципы чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение.

Для развития потенциала одарённых и талантливых детей с участием самих обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов может быть организована в том числе с помощью дистанционного образования. Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.

Каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя). При этом предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка не должна превышать определённую примерным учебным планом максимальную учебную нагрузку.

Продолжительность учебного года на второй ступени общего образования составляет 35 недель.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.

Продолжительность урока в основной школе составляет 45 минут.

к содержанию

 

Задание. Заполните таблицы следующим содержанием: в левой колонке вставить планируемые результаты соответствующей междисциплинарной программы, а в правой возможности формирования этих результатов средствами предмета «Информатика и ИКТ»

Междисциплинарная программа «Формирование универсальных учебных действий»

Возможности предмета «Информатики и ИКТ»

 

 

 

 

 

Междисциплинарная программа «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»

Возможности предмета «Информатики и ИКТ»

 

 

 

 

 

Междисциплинарная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»

Возможности предмета «Информатики и ИКТ»

 

 

 

 

 

Междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом»

Возможности предмета «Информатики и ИКТ»

 

 

 

 

 

к содержанию

Материал подготовили: старший преподаватель
кафедры педагогики и психологии И.Н. Мещерякова, к.п.н.
Методист кафедры дидактики и частных методик Е.А. Груздова

 

 
 
ИПКиППРО ОГПУ