Тема: Деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в начальной школе

Андроник В.А.,
методист по начальному образованию,
ст.преподаватель каф.ДиЧМ

 Цель: осмысление концептуальных основ деятельностного подхода и возможностей его использования в обучении младших школьников.

Ключевые слова: ФГОС НОО второго поколения, деятельностный подход, дидактические принципы реализации деятельностного подхода

Основные идеи: Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает деятельностный метод обучения. Данная дидактическая модель позволяет осуществлять:

  • формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);
  • формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
  • формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Идеология ФГОС НОО базируется на  деятельностном   подходе, разработанном в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, в рамках которого учение рассматривается не как простая трансляция знаний от  учителя  к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа  учителя  и учеников в ходе овладения знаниями и решения учебных проблем. Все сказанное придает особую актуальность вопросу реализации  деятельностного   подхода   в   обучении   младших   школьников .

При данном  подходе  к  обучению  основным элементом работы обучающихся становится освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. В этом случае знания становятся следствием усвоения способов деятельности. Из пассивного потребителя знаний обучающийся становится субъектом образовательной деятельности. Категория деятельности при таком подходе к  обучению  является фундаментальной и смыслообразующей.
Как пишет Л.С. Выготский, «в основу процесса должна быть положена личная деятельность ученика…». Ведь именно в деятельности ученик осваивает новое и продвигается вперёд по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он завязывает отношения, которые развиваются в процессе этой деятельности. Он пробует различные инструменты, которыми может впоследствии воспользоваться, расширяет свою познавательную сферу, приобретает новую пищу для мышления, осваивает некоторые социальные действия. Для обучающегося его деятельность есть не просто и не столько учебная. Это настоящая жизнедеятельность.

В теории учебной деятельности с позиции её субъекта выделяются действия целеполагания, программирования, планирования, контроля, оценивания. Функция  учителя  при  деятельностном   подходе  проявляется в деятельности по управлению процессом  обучения . Как образно замечал Л.С. Выготский: « учитель  должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».

Для успешного протекания учебной деятельности необходимо целенаправленное развитие учебно-познавательных мотивов.  Это  сохраняет  у  детей  устойчивый  интерес к учению, приносит радость, удовольствие и успех.

На уроке мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется интересно найти ответ. Как отмечал Д.Г. Лейтес, эта цель не может возникнуть у ученика автоматически, как прозвенит звонок, она должна быть выращена и осознана учеником с помощью  учителя . Г.А. Цукерман говорила: «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». Любой  учитель  начальных классов сегодня может назвать тот способ, который позволяет выполнить указанное условие. Это, как говорят психологи, – постановка учебной задачи, или, привычнее для  учителя , создание проблемной ситуации. Сущность  её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…»

Необходимым условием  деятельностного   подхода  является выявление и освоение  школьниками  способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений). Как пишет Н. Ф. Талызина, «главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий». При этом  усилия направляют на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия.

При систематической работе  учителя  по формированию компонентов учебной деятельности в процессе  обучения   ученики  «не только прибавляют в весе, вырастают, взрослеют, но изменяют своё отношение к деятельности, развивают познавательные интересы, становятся готовыми к самообучению»

Реализация технологии  деятельностного  метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и  деятельностных  способностей, общеучебных умений.
  2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами  обучения  на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
  3. Принцип целостности – предполагает формирование обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
  4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
  5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  6. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.

Сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса обучения деятельностной парадигме образования.

Итак,  деятельностный   подход   в   обучении  с позиции  школьника  состоит в осуществлении разного вида деятельностей для решения проблемных задач, имеющих для обучающегося личностно-смысловой характер. Учебные задачи становятся интегративной частью деятельности. При этом важнейшей составляющей действий являются действия умственные. В этой связи особое внимание уделяется процессу выработки учебных действий, которые определяются как способы решения учебных задач.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. В чем вы видите возможности использования деятельностного подхода в обучении младших школьников?
  2. Проанализируйте используемые в вашем городе/районе учебники с позиции наличия в них системы заданий, позволяющих осуществлять обучение младших школьников на основе их деятельности.
  3. Приведите примеры заданий, направленных на организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

 Литература:

  1. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарский и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010 - 152 С.
  2. Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. Москва Издательский дом Шалвы Амонашвили 1996 г.
  3. Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6. - С.
  4. Деятельностный метод в школе. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/527236/]
  5. Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.
  6. Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим доступа:[http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf
  7. Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника. Режим доступа:[http://www.proshkolu.ru/user/UshakovaOU/file/754302/]
  8. Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/419748/]
  9. Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39.
  10. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.]
  11. Купавцев,А.В. Деятельностный аспект процесса обучения/А.В. Купавцева // Педагогика.- 2002.-№6.-С.44-66.
  12. Леонтьев,А.А. Что такое деятельностный подход в образовании /А.А. Леонтьева //Начальная школа плюс.-2001.-№1-С.3-6.
  13. Мельникова Е.Л. Проблемный урок. Ростов-на-Дону. Витраж 2006 г.
  14. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа:[http://omczo.org/publ/393-1-0-2468]
  15. Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. Москва 2005 г.
  16. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва 2006 г.
  17. Петерсон Л.Г. Программа “Учусь учиться” Москва 2007 г.
  18. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения АПК и ППРО, Москва 2007 г.
  19. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. Москва. УМЦ “Школа 2000…” 2000 г.
  20. Реализация деятельностного метода обучения на уроках по разным учебным предметам (ДОУ – школа – педколедж). Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: АПКиПРО УМЦ «Школа 2000», 2010.
  21. Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа: [http://chel-siao.narod.ru/]
  22. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. Режим доступа: [http://school1884.ru/]
  23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.:Просвещение, 2010.
  24. Хуторский, А. Деятельность как содержание образования /А. Хуторский //Народное образование.- 2003.- №8.-С.107-114
  25. Ярцева, С. В. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии / С. В. Ярцева // Биология в школе. - 2010. - N6. - С. 23-27.
 
 
ИПКиППРО ОГПУ