Интеграция образовательных областей как средство реализации комплексно-тематического принципа организации жизнедеятельности детей в дошкольном образовательном учреждении

План лекции:

  1. Интеграция как средство организации  образовательного процесса: системообразующий фактор интеграции
  2. Интегрированная познавательная задача как системообразующий фактор интеллектуального развития дошкольников; типы интеграции.
  3. Технология проектной деятельности дошкольников как средство интеграции образовательных областей

Цель: систематизация представлений педагогов о системных обновлениях в дошкольном образовании, активизация деятельности по внедрению ФГТ

Ключевые слова: принцип интеграции образовательных областей; комплексно-тематический принцип; системообразующий фактор интеграции, технология проектной деятельности.

Литература:

  1. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112с.
  2. Емельянова, И.Е. Интегрированная познавательная задача как системообразующий фактор ху-дожественно-творческого  развития ребёнка / И.Е. Емельянова // начальная школа Плюс До и После. – 2011. - №10. – С.1-7.
  3. Кириенко, С.Д. Интеграция содержания образования в практике работы ДОУ /С.Д. Кириенко /Начальная школа Плюс До и После. – 2011. - №10. – С.1-5.
  4. Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике / Л.Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера,  2010. – 128с.
  5. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников / А.И. Савенков. – Самара: Учебная литература, 2010. – 128 с.
  6. Трубайчук, Л.В. Интеграция как средство организации образовательного процесса/ Л.В. Трубайчук // Начальная школа Плюс До и После. – 2011. - №10. – С.1-7.
  7. Успех. Методические рекомендации: пособие для педагогов/ [Н.О. Березина, О.Е. Веннецкая, Е.Н. Герасимова и др.; науч.рук. А.Г. Асмолов; рук.авт.коллектива Н.В.Федина]. – М.: Просвещение, 2011. – 240с.

I.        Интеграция как средство организации образовательного процесса: системообразующий фактор интеграции

В Федеральных государственных требованиях  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определены подходы и принципы построения образовательного процесса, который должен строиться с учётом интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возрастными возможностями и особенностями детей дошкольного возраста.

Принцип интеграции является инновационным и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным  образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, что предполагает получение целостного образовательного продукта, обеспечивающего  формирование интегральных качеств личности дошкольника и его гармоничное вхождение в социум.

Понятие интеграции относится к общенаучным и заимствовано педагогической наукой из философии, где интеграция понимается как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. В 1993 году на сессии ЮНЕСКО было принято рабочее определение интеграции как такой органической взаимосвязи, такого взаимопроникновения знаний, которое должно вывести ученика на понимание единой научной картины мира. [6]

Необходимость реализации принципа интеграции в дошкольном образовании заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Использование интеграции в дошкольном образовании объясняется прежде всего биологическим феноменом, который характеризуется интенсивным созреванием организма и формированием психики. Ребёнок дошкольного возраста в сравнительно короткий период проходит все стадии развития человечества.

По мнению А.Ф. Яфальян,  быстрое развитие ребёнка обеспечивают голографическое (целостное) и субсенсорное (сверхчувствительное) восприятие мира, которые являются врождёнными. Именно голографичность и субсенсорность позволили дошкольнику осваивать мир в короткие сроки, за 4–5 лет пройти этапы развития человечества. Высокая чувствительность, целостность восприятия мира дают ребенку возможность наиболее полно, объёмно, быстро и точно усваивать человеческий опыт. Обеспечение систематического функционирования интеграционного процесса позволяет создавать целостную систему развития у дошкольников познавательной активности и даёт возможность целостно воспринимать окружающий мир, не нарушая его природу. [6]

В дошкольной педагогике  проблемой взаимосвязи видов детской деятельности с позиций комплексного и интегрированного подходов занимались Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, С.П. Козырева, Т.С. Комарова, Г.П. Новикова и др.
Т.С. Комарова, например, рассматривает интеграцию как форму взаимосвязи, глубокого взаимопроникновения разного содержания образования детей дошкольного возраста, охватывающую все виды художественно-творческой деятельности. Она подчёркивает, что в интеграции один вид искусства выступает доминирующим, другой – сопутствующим, помогающим более широкому и глубокому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами.

Однако интегрированные занятия как форма интегрированного образования дошкольников специально не изучались. Более того, до недавнего времени в ДОУ существовала предметная система обучения, воспитания и развития, и получалось, что знания оставались разрозненными, искусственно расчленёнными по предметному принципу.

Проектирование образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении требуетоснования на принципе интеграции образовательных областей и комплексно-тематическом принципе, позволяющем интегрировать содержание дошкольного образования в рамках той или иной темы. Выбор темы и интегрируемых образовательных областей принадлежит педагогам, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования с учетом индивидуальных особенностей детей и специфики условий осуществления образовательного процесса [7].

В настоящее время разработка интегрированных занятий через синтез образовательных областей не является целью проектирования образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.  Принципиально новым подходом к дошкольному образованию является конструирование целостного интегративного процесса взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня (недели), в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающей действительности.

Основные преимущества интегративного подхода в образовательном процессе заключаются в том, что он:
1) является условием развития системы знаний, овладения основами наук;
2) способствует формированию научной картины мира;
3) позволяет достигать большего эффекта в развитии воспитанников;
4) обеспечивает формирование качеств личности дошкольника для гармоничного вхождения в социум;
5) реализует сотворчество детей и значимых взрослых как взаимодействие всех субъектов образовательного процесса [3].

Структура содержания современного дошкольного образования усложнена включением органически взаимосвязанными направлениями, определенными ФГТ как необходимые компоненты всестороннего развития детей и целостной системы подготовки ребенка к обучению в школе.

Поиск основания для объединения, выявление системообразующего фактора - важное условие интеграции содержания образования.  С.Д. Кириенко под системообразующими факторами предлагает рассматривать идеи, явления, понятия, предметы, способные соединить компоненты системы, стимулировать деятельное проявление, сохранить определённую и необходимую степень свободы компонентов, обеспечить саморегуляцию новой системы и её саморазвитие. В соответствии с этими ориентирами в дошкольном и предшкольном образовании возможна систематизация вокруг категорий различного характера («живое», «неживое», «движение», «качество», «количество», «потребности» и др.), что даёт возможность получения детьми первоначальных образных представлений о разных «картинах» мира.

Л.В.Трубайчук для эффективной организации интеграционного процесса в дошкольном образовании выделяет системообразующий фактор интеграции как «рабочей единицы», которым может быть любой компонент содержания дошкольного образования, качественные характеристики его участников. Ею выделены четыре системообразующих фактора [6]:

1. Основной системообразующий фактор - образовательные области. ФГТ выделяют 10 образовательных областей, которые не должны реализовываться в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в чистом виде – необходим их синтез, нужна интеграция, которая обеспечит качественное и количественное изменения формирования качеств личности дошкольника. При этом нужно понимать, что образовательным областям придаёт целостность не столько их объединение, сколько проникновение одной области (или нескольких) в другую.
2. Второй системообразующий фактор - интеграция образовательных областей на основе календарно-тематического планирования, которая определяет логико-содержательную основу целостного образовательного процесса.
3. Третий фактор - интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта, в создание которого включены и педагоги, и дети, и родители. Таким образовательным продуктом могут выступать новое знание, рисунок, танец, спектакль, составленный ребёнком текст и др.
В результате освоения интегративной деятельности у ребёнка формируются целостные социальные и психологические образования, интегрированные способы деятельности, легко переносимые из одной сферы в другую, индивидуальный стиль деятельности, освоение социального опыта, развитие творческих способностей.
4.      Четвёртый системообразующий  фактор - формирование интегративных качеств личности, которые предусмотрены ФГТ в качестве конечного результата освоения основной общеобразовательной программы. По своей сути личность целостна, системна. В процессе личностного становления ребёнок постепенно обретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность как способность создавать и поддерживать свои отношения со средой. Интегральная индивидуальность каждой личности складывается в процессе воспитания, развития и обучения.

И.Е. Емельянова рассматривает интеграцию как системообразующий фактор освоения научной картины мира и основу гармоничной социализации дошкольников. Она устанавливает структурные связи интеграции в содержании понятий и деятельности по освоению образовательных областей ФГТ [2].

В Федеральном документе выделены линии воспитания (духовно-нравственное, гражданское, патриотическое, гендерное, воспитание здорового безопасного образа жизни) и единые воспитательные процессы, ориентированные на воспитание гражданина, любящего свой народ, свой край и свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. ФГТ намечает также линии развития детей дошкольного возраста (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-речевое направления развития дошкольников). Интеграция образовательной деятельности должна учитывать и обеспечивать процессы воспитания и развития дошкольника.

Интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему на основе календарно-тематического планирования, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становятся не занятия, а совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей.

Таблица 1


Образовательные
области

Вид деятельности

Содержание деятельности

Познание

Проектная деятельность - составление схемы-карты космического маршрута

Дети обозначают планеты (Марс, Венера, Юпитер, Луна), на которых они делают остановки)

Исследовательская деятельность

Получение знаний о галактике, космических полётах, одежде космонавтов

Труд

Конструирование ракеты из кубиков

Совместная деятельность по конструированию

Физическая культура

Активная физическая деятельность

Разучивание гимнастики для космонавтов

Здоровье

Исследовательская деятельность

Пища космонавтов

Безопасность

Исследовательская деятельность
Коммуникативная деятельность.

Охрана здоровья космонавтов

Коммуникация

Коммуникативная деятельность

Творческие рассказы о полёте, путешествии по Луне

Чтение художественной литературы

Читательская деятельность

Чтение-слушание рассказов

Музыка

Художественно-творческая деятельность

Разучивание и исполнение песни о космосе

Художественное творчество

Художественно-творческая деятельность

Рисование на тему «Путешествие в Космос»

Социализация

Коммуникативная деятельность

Первичное представление о профессии

Сюжетно-ролевые игры в космонавтов

Таблица 2


Образовательные
области

Вид деятельности

Содержание деятельности

Познание

Познавательная
Исследовательская

Дети наблюдают пробуждение природы

Здоровье

Исследовательская

Дети решают проблему как сохранить здоровье весной

Коммуникация

Речевая

Творческое рассказывание о приметах весны

Безопасность

Исследовательская
Коммуникация

Дети выясняют, какие опасности могут возникнуть зимой

Труд

Творческая

Дети мастерят кормушки для птиц

Чтение художественной литературы

Читательская

Чтение-слушание и разучивание стихов о весне

Музыка

Художественно-творческая

Разучивание и исполнение песни о весне

Художественное творчество

Художественно-творческая деятельность

Рисование на тему «Мои открытия весной»

Социализация

Коммуникативная

Первичное представление о деятельности землепашцев

Подвижные игры

II.       Интегрированная познавательная задача как системообразующий фактор развития интегративных качеств личности дошкольника: типы интеграции

По мнению воспитателей-практиков, интеграция реализуется естественно при изучении каких-либо явлений через смену видов игровой деятельности детей. Но на современном этапе развития дошкольного образования педагоги дошкольных образовательных учреждений стали искать пути совершенствования процесса интеграции в направлении большей целостности и прозрачности, объединения образовательных областей, наиболее эффективно обеспечивающих разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям (физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому).

Качественное осуществление интеграции в дошкольном образовательном учреждении возможно лишь при определении форм интеграции, которые будут обеспечивать синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегративных качеств личности дошкольника в процессе воспитания, развития на основе календарно-тематического планирования. Формы интегративного процесса характеризуют конечный продукт, приобретающий новые функции и новые взаимоотношения педагога, ребенка, родителей в течение одного дня, одной недели. Такими интегративными формами могут выступать совместные творческие проекты и исследования, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры.

Интеграция позволяет раскрыться каждому ребёнку в совместной деятельности, найти применение своих способностей в создания коллективного и индивидуального творческого продукта. Важным аспектом является представление результатов этой деятельности (на мероприятиях, где воспитатели, родители, педагоги дополнительного образования являются не наблюдателями, а активными участниками).

Совместная деятельность субъектов образовательного процесса характеризуется как осуществление внутренних и внешних связей процессов непрерывного образования и развития, которые имеют такие характеристики, как связь, взаимосвязь, единство, систематичность, неравномерность, прерывность–непрерывность, гибкость.

Коллективный субъект – это функционирование детско-взрослой группы людей, выполняющих совместную созидательную деятельность на высшем уровне своей активности через самоорганизацию, саморегуляцию, согласование внешних и внутренних условий осуществления этой деятельности. Значимой составляющей совместной деятельности является сотрудничество и сотворчество в групповом субъекте – общение, переживание радости, созидание, отсутствие привилегии указывать, контролировать и оценивать. В процессе этой деятельности чувствуют, принимают, доверяют, открываются, планируют, самостоятельно и совместно рефлексируют [2].

Организация образовательного процесса, направленного на реализацию принципа интеграции образовательных областей при формировании целостного восприятия мира, предполагает, что содержание этих областей будет усвоено более эффективно в совместной деятельности на основе принципа проблемности. Именно постановка и решение творческой задачи обеспечивают единство системы «значимый взрослый – содержание образования – ребенок».

Интегрированная познавательная задача – это такая проблемная задача, которая включает субъектов образовательного процесса в деятельность по установлению и усвоению связей между структурными элементами образовательных областей. Интегрированные познавательные задачи отражают общенаучный уровень, который фиксирует отношения объективного мира: «система–функция», «строение–свойство», «явление–сущность» и др.
Классификация интегрированных познавательных задач возможна в соответствии с содержательным, процессуальным и личностным критериями. Одним из преимуществ организации эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса является создание условий для поисковой деятельности детей при решении интегрированных познавательных задач. Совместный творческий поиск способствует развитию природной любознательности.

И.Е. Емельянова рассматривает особенности решения интегрированных познавательных задач в различных типах интеграции:

1. Тематическая интеграция предполагает систему познавательных задач, проблемных вопросов, заданий для раскрытия ведущих идей и понятий, отражающих ретроспективы и перспективы интегративного процесса. Данный тип интеграции обеспечивает единство конкретного и абстрактного в усвоении знаний, обеспечивает большую степень обобщённости, глубины, мобильности, повышает мировоззренческое значение приобретаемых знаний. Основу организации тематической интеграции составляет планирование на базе смежных, связанных между собой понятий.

Освоение знаниевых единиц различных образовательных областей («Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация») и смена видов деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, читательской, художественно-эстетической) обеспечивают достижение поставленной цели.

2. Проблемно-тематическая интеграция – это выдвижение общенаучной проблемы и поэтапное её решение через освоение нескольких тем нескольких образовательных областей. Данный вид интеграции усиливает содержательно-смысловые связи образовательных областей при раскрытии проблемы, а также способствует активизации группового субъекта.

Прохождение ребенком собственного исследовательского пути от замысла к идее, от идеи к противоречию, от коллекционирования фактов (явлений, объектов)  к их классификации, от метода проб и ошибок к решению творческой задачи, разрешению противоречия обеспечиваетсяпроблемно-тематической интеграцией. Тема взаимодействия носит уже мировоззренческий характер, повышает способность теоретических обобщений, развивает личностные качества дошкольников, что отражает социально-личностный уровень.

3. Широкая проблемная интеграция – это выдвижение общего противоречия для ряда образовательных областей, предполагающее последовательное решение исследовательской или творческой задачи в групповом субъекте с последующей защитой или презентацией собственного продукта. Данный тип интеграции предполагает организацию коллективной и индивидуальной познавательной деятельности, в результате которой развиваются предпосылки духовно-творческой самореализации личности.

Под духовно-творческой самореализацией дошкольников понимается процесс реализации детьми в микросоциуме актуальных и потенциальных способностей, в результате чего средствами творческой деятельности ребёнок изменяет и преобразовывает себя с ориентацией на нравственные ценности. Ядром широкой проблемной интеграции является духовно-творческая задача как сотворчество значимых взрослых и детей по разрешению противоречия в искусственно созданной ситуации, осознания детьми их общественно значимых целей в духовно-творческой деятельности.

Сложность осуществления тематической и проблемно-тематической интеграции представляет реализация взаимосвязи «человек – природа – культура», в которой важно установить гармонию между естественно-научным и гуманитарно-эстетическим циклами, соединить научно-логическое и художественно-образное познание. Например, изучая объекты живой природы, воспитатели интегрируют следующие образовательные области: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», реализуя их через различные виды творческой и репродуктивной деятельности детей.

Продумывая органичные переходы от эстетического восприятия природы к восприятию произведений искусства и литературы и далее – к более глубокому общению с природой и наслаждению искусством, педагоги ДОУ должны помнить о специфике субъектного отражения красоты природы в литературе, музыке и живописи. Ведь среди детей найдутся такие, кому захочется «анатомировать» объекты природы, уйти от восприятия прекрасного и углубиться в изучение формы.

Организация взаимодействия со значимыми взрослыми и сверстниками в познании целостной картины мира является непременным условием развития творческих способностей. В настоящее время, реализуя принцип интеграции, ФГТ ориентирует не на чётко спланированное и организованное по хронометражу занятие, а на взаимодействие – совместную деятельность всех субъектов образовательного пространства в целостном интегрированном процессе.

Интеграция предполагает следование за индивидуальным восприятием каждого ребёнка. Педагогу здесь могут помочь творческие задачи и проблемные вопросы по изучаемой теме.

III. Технология проектной деятельности дошкольников как средство интеграции образовательных областей

Дошкольный возраст является периодом интенсивного развития познавательного интереса к окружающему миру и формирования различных познавательных позиций по отношению к предмету деятельности. К старшему дошкольному возрасту мозг детей перестраивается для усвоения новой информации и по своим функциональным характеристикам уже готов к восприятию большей по объёму и сложной по качеству информации. Определяющую роль начинает играть память как средство накопления активно приобретаемого в данный период личного опыта. Заметно возрастают возможности умственной деятельности, развивается способность обобщения, существенно увеличивается последовательность мыслительных операций.

По мнению Л.С. Выготского, для детей характерна синкретичность восприятия, выражающаяся в нерасчленённости чувственного образа объекта. Синкретизм имеет большое значение в процессе развития мышления. Для эффективного осуществления интеграции необходимо развивать все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, вкусовое, обонятельное.

Чтобы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции, важно учитывать, что, помимо наличия общих оснований, они должны:

1) расширять и обогащать имеющиеся представления дошкольников;
2) быть нужными при последующем обучении в школе;
3) быть доступными и опираться на личный опыт, связываться с повседневной жизнью.

Кроме того, знания должны вовлекать детей в решение проблемно-поисковых задач, сформулированных на основе личного опыта; активизировать познавательные интересы, стремление к усвоению новой информации; стимулировать умственную деятельность (процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации); повышать уровни самоконтроля, самоорганизации и самооценки.

Как один из вариантов интеграции в дошкольном образовании рассматривается метод проектов. Как показывает практика, использование в образовательной деятельности метода проектов способствует формированию у дошкольников позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, в процессе систематизации информации, в практическом применении приобретенных знаний, навыков и умений (в играх и быту) [3].

О перспективности метода проектов свидетельствуют широкие возможности развития составляющих успешной личности:

  1. наблюдения и анализа явлений окружающей действительности;
  2. проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы;
  3. творческого мышления, логики познания, пытливости ума;
  4. совместной познавательно-поисковой деятельности;
  5. коммуникативных и рефлексивных навыков и др. [4].

В основу метода проекта заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагогов, детей и родителей над определенной практической проблемой. Работа над решением проблемы в проектной деятельности означает применение необходимых знаний и умений из различных образовательных областей для получения ощутимого результата.

Особенностью проектной деятельности в дошкольном образовании является тесное сотрудничество взрослых (педагогов и родителей) и детей, так как ребенок не в состоянии самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Взрослые помогают детям обнаружить проблему (возможна провокация этой проблемы), вызывают интерес к ней и вовлекают детей в совместный проект. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знания, что открывает широкие возможности организации совместной познавательно-поисковой деятельности детей, педагогов и родителей.

В образовательной практике выделяют следующие этапы работы над проектом:

1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2. Разработка содержания проекта, планирование деятельности по достижению цели:

  • к кому обратиться за помощью (педагогу, родителю, др.);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы (оборудование, пособия) использовать;
  • с какими предметами научиться работать.

3. Выполнение проекта (практическая часть).

  • Публичное представление продукта проектной деятельности.
  • Подведение итогов, определение задач для новых проектов. [4]

Тематикой проекта могут стать: образовательная область программы; региональные особенности, приоритетное направление дошкольного образовательного учреждения, программы дополнительного образования. Особенно ценным является возникновение темы по инициативе детей. Тема проекта может отражать сезонные изменения, общественные явления.

Целесообразно в проектную деятельность вводить детей вопросами: Что я знаю об этом? Что я хочу узнать? Что для этого надо сделать? Совместно с детьми планируются этапы работы над проектом, определяется продукт и вид презентации.

Задачи развития дошкольников на разных возрастных этапах средствами проектной деятельности различны и определяются следующим образом (А.И. Ромашина).

Младший дошкольный возраст:

  • вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию (ведущая роль принадлежит педагогу);
  • активизация потребности в поиске путей разрешения проблемной ситуации (совместно с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности.

 Старший дошкольный возраст:

  • формирование предпосылок исследовательской деятельности;
  • формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого и самостоятельно;
  • формирование умения применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развивать потребность в использовании терминологии, ведении конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Проектную деятельность целесообразнее использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценки, а также стремлением к совместной деятельности. Однако кратковременные проекты необходимы и эффективны в образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста. Начиная с младшего дошкольного возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты, которые не противоречат, но подчеркивают специфику проектной деятельности с дошкольниками.

К оценке проектной деятельности и рефлексии промежуточных результатов обязательно привлекаются дети. Рефлексия способствует осознанию значимости выполненной деятельности, развитию личностных качеств: инициативности, ответственности и настойчивости в достижении цели. Совместный проект должен быть доведен до конца в определенные планом сроки и ребенок должен увидеть плоды своего труда (альбом, выставка, праздник и др.)

Таким образом, реализация проектной деятельности в образовательной практике связана с формированием определённой среды. В связи с этим использование проектов предполагает, прежде всего, кардинальное изменение роли педагога, который должен стать организатором, руководителем и консультантом.

Вторым необходимым условием выполнения проектов дошкольниками является наличие информации, обеспечивающей самостоятельность ребёнка в выборе темы и выполнении работы. Наконец, должны быть созданы оптимальные условия для оформления результатов проектной деятельности и их обсуждения.

Вместе с детьми педагог составляет план – «паутинку», которая является образовательной основой.

Проект образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы по теме
«Растения – зелёный цвет Земли»

Процесс планирования содержания деятельности в центрах активности начинается с вопроса к детям: «Что мы с вами можем сделать, чтобы более подробно узнать о Земле?». Все идеи педагог записывает, затем корректирует.
Задачи воспитателя заключаются в том, чтобы дополнить идеи дошкольников, помочь им подобрать разнообразные материалы для реализации этих идей в разных центрах активности, предусмотреть интегрированность решения задач по разным видам деятельности в каждом из центров.

Примеры детских идей:
– взвесить камни, узнать, какой тяжелее; каким способом можно измерить расстояние между городами (центр математики);
– прочитать книги о Земле; решить кроссворд; сочинить сказку или рассказ; зашифровать и расшифровать слова; сделать книги, газеты о Земле; познакомиться с разными энциклопедиями (центр литературы);
– рассмотреть глобус; узнать о разных камнях; собрать коллекцию разных камней; подготовить сообщения по теме проекта (центр науки);
– сделать из газет глобус; нарисовать карту Земли; выполнить аппликацию о нашей планете (центр искусства);
– построить необычный транспорт для путешествия (центр строительства);
– провести игру «Путешествие вокруг света» (центр игры);
– приготовить блюда разных народов (центр кулинарии);
– разучить подвижные игры разных народов (открытая площадка).

Цель – обогатить представления дошкольников о растениях и их строении; формировать интерес и бережное отношение к природе.

Задачи.

Младший возраст:
1) развивать умение рассматривать семена, определять форму, цвет (область «Познание»);
2) развивать умение подбирать парные картинки, узнавать и называть некоторые растения (область «Чтение художественной литературы»);
3) развивать мелкую моторику, закреплять навыки счёта до 5 (область «Познание»);
4) развивать умение строить качели, скамейки по модели (область «Познание»);
5) закреплять умение намазывать клеем лист, приклеивать его посередине основного листа (область «Художественное творчество»).
Старший возраст:
1) формировать представления детей об условиях жизни растений, правилах посадки семян, ухода за посадками (область «Познание»);
2) закреплять умение выделять последовательность звуков в простых словах (область «Чтение художественной литературы»);
3) развивать мелкую моторику; закреплять умения решать арифметические задачи на сложение и вычитание с помощью знаков и символов (область «Познание»);
4) продолжать учить сооружать постройки, объединённые общей темой, определять подходящие детали для постройки (область «Познание»);
5) закреплять приёмы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной пополам; поощрять самостоятельное проявление творчества (область «Художественное творчество»).
Названные задачи решались через разные виды деятельности по центрам, указанным в таблице

Центр активности

Содержание деятельности

Материал

Младший возраст

Старший возраст

Младший возраст

Старший возраст

Центр науки

Подготовка грунта
Рассматривание и посадка семян

Земля, емкости для посадки, рабочий инвентарь, фартуки, модели посадки, семена, лейка с водой

Центр литературы

Дидактическая игра «Растения»

Звукобуквенный анализ слов

Лото «Растения»

Модели слов (названия растений), фишки для звукобуквенного анализа

Центр математики

Счет предметов до 5

Решение арифметических задач

Плоскостные фигуры цветов, листиков, стебельков

Модели растений, цветов, знаки, символы

Центр строительства

Сооружение построек по модели, схеме, плану

Набор «Крупный строитель», дополнительный материал для обыгрывания постройки «Парк», схемы, план парка

Центр Искусства

Намазывание и приклеивание готовых силуэтов деревьев, цветов

Вырезание симметричных предметов из бумаги

Изобразительные средства, модели последовательности действий, трафареты, шаблоны, силуэты растений

Педагоги совместно с родителями и детьми (опора на интересы детей) формулируют тему для изучения, разрабатывают план деятельности.

Следующим шагом является оснащение центров активности и их выбор детьми. Педагоги проводят презентацию центров, сообщают детям, какие интересные материалы их ожидают, просят подумать и решить, в какой центр пойти и чем заняться сегодня. После того как выбор сделан, педагоги предлагают нескольким воспитанникам высказаться  (рассказать о своём плане). Воспитатели подбирают материалы разного уровня сложности и выкладывают различные вспомогательные пособия для поддержки самостоятельных действий детей: схемы, модели, литературу во всех центрах в зависимости от индивидуальных интересов и развития ребёнка. В качестве партнёров в совместной деятельности выступают взрослые (младший воспитатель, родитель, специалист) или ребёнок (хорошо владеющий информацией, способами действия, способный передать свой опыт сверстнику).

Спланированная работа может быть не закончена за один день. В этом случае дошкольник завершает её в вечернее время, в последующие дни, а партнёры и помощники могут меняться в зависимости от желания детей. Подведение итогов деятельности в центрах активности педагоги осуществляют на итоговом сборе, задача которого заключается в том, чтобы продемонстрировать результаты продуктивной деятельности, инициировать процесс самооценки достижений детей, выявить трудности, наметить перспективы. Помимо этого, на утреннем сборе дети высказывают ассистентам слова благодарности за оказанную помощь, предлагают научить других тому, чему научились сами. Творческое самовыражение приветствуется и ценится детьми и взрослыми.

Анализ продуктов детской деятельности и самооценка работы во время итоговой беседы (презентации продуктов проекта) дают информацию об умении ребёнка строить работу в соответствии с выбранной целью, использовать полученные знания в практической деятельности, самостоятельно ставить и решать проблемы, испытывать чувство удовлетворённости результатами, согласовывать свои действия с действиями других. По окончании работы педагоги предлагают детям вспомнить и обдумать все занятия в рамках проекта. В ходе выполнения и по завершении проекта педагоги проводят анализ результатов наблюдений и продуктов детской деятельности. На основе накопившихся сведений и выявленных фактов делаются выводы об особенностях и динамике продвижения ребёнка по ведущим направлениям проектной деятельности, включая социально-личностное развитие [3].

Таким образом, работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольника. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и других видов деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует исследовательские навыки, развивает познавательную активность, самостоятельность, творческие способности, умение планировать, работать в коллективе. Всё это способствует успешному обучению детей в школе.

Проектная деятельность может быть зафиксирована в виде плана воспитательно-образовательной работы (с пометкой «проект»), может быть разработана специальная проектная карта, в которой указаны виды коллективной деятельности, через которые реализуются отдельные этапы проекта; может быть использована матрица проекта,. содержащая необходимую информацию о проекте [4].


Планирование воспитательно-образовательной работы

Группа

Тема проекта

Цель проекта

Название итогового мероприятия

Форма итогового мероприятия

Дата итогового мероприятия

ФИО педагога, ответственного за итоговое мероприятие

День недели

Образовательные области

Совместная деятельность взрослого и детей
(интеграция образовательных областей)

Самостоятельная деятельность детей (центры активности)

Взаимодействие с родителями и другими социальными партнерами

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

групповая,
подгрупповая

индивидуальная

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Планирование воспитательно-образовательной работы

Группа

ФИО педагогов

Месяц

Неделя

События,
традиции,
праздники

Тема

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми

Взаимодействие с родителями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проектная карта

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

1

Непосредственно образовательная деятельность

 

 

 

 

 

 

2

Наблюдения (экскурсии, прогулки)

 

 

 

 

 

 

3

Рассказывание

 

 

 

 

 

 

 

Чтение художественной литературы

 

 

 

 

 

 

4

Экспериментирование, моделирование

 

 

 

 

 

 

5

Игры (настольно-печатные и дидактические)

 

 

 

 

 

 

6

Художественно-творческая деятельность:-

 

 

 

 

 

 

рисование

 

 

 

 

 

 

аппликация

 

 

 

 

 

 

лепка

 

 

 

 

 

 

художественное конструирование

 

 

 

 

 

 

восприятие произведений изобразительного искусства

 

 

 

 

 

 

7

и т.д.

 

 

 

 

 

 

 


Матрица проекта

1

Название проекта

2

Тема проекта

3

Проблемное поле проекта

4

Цель

 

5

Задачи

 

 

 

6

Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта)

 

 

7

Описание продукта, полученного в результате проекта

 

 

8

Вид проекта

9

Состав участников

 

 

10

Интеграция образовательных областей

 

 

№№
пп

Название образовательной области

Содержание

Задачи

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

7

 

 

 

 

11

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта

 

12

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

 

13

Планируемое время на реализацию проекта по этапам

 

 

№№ пп

Этап

Содержание деятельности

Сроки

1

Поисковый

 

 

2

Аналитический

 

 

3

Практический

 

 

4

Презентационный

 

 

5

Контрольный

 

 

 

14

Организационные формы работы над проектом

 

№№ пп

Формы работы

Название

Сроки

1

Непосредственно образовательная деятельность

 

 

2

Наблюдение

 

 

3

Экспериментирование,
моделирование

 

 

4

Экскурсии

 

 

5

Самостоятельная работа детей

 

 

6

Взаимодействие с родителями

 

 

7

Групповое обсуждени

 

 

 

15

Форма проведения презентации

 

 

Задания:

I.        Разработайте (на заседании РМО/ГМО) алгоритм организации исследовательской (проектной) деятельности в дошкольных образовательных учреждениях района (города) с учетом региональных особенностей:

  1. Подберите краеведческий материал для наполнения содержания исследовательской (проектной) деятельности (изучение, анализ, отбор содержания для работы с детьми).
  2. Подберите методический материал (методика организации исследования (проектной деятельности) в дошкольном образовательном учреждении; интеграция содержания образовательных областей; комплексно-тематическое планирование; психолого-педагогическое сопровождение исследовательской (проектной) деятельности детей).
  3. Разработайте тематику детских исследований (проектной деятельности) с учетом региональных особенностей.
  4. Разработайте систему взаимодействия участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей, музейных педагогов, педагогов дополнительного образования и др.), обеспечивающую организацию исследовательской (проектной) деятельности.

II. Изучите методику организации самостоятельной исследовательской практики дошкольников, предложенную А.И.Савенковым, поразмышляйте над вопросами:

  1. Каковы сложности и ошибки, возникающие при выборе тем и организации исследований с детьми?
  2. Какова концепция развития исследовательских способностей дошкольников? Каковы особенности тренинга исследовательских способностей и методики развития исследовательских навыков и умений? Что должна включать тренинговая программа исследовательской деятельности дошкольников, ее задачи и содержание?
  3. Каковы требования к программе самостоятельной исследовательской деятельности детей, ее задачи и содержание. В чем заключаются особенности организации самостоятельной исследовательской деятельности дошкольников?
  4. Каким образом осуществляется презентация результатов исследования, каковы задачи презентации, особенности ее организации?
  5. Что включается в содержание мониторинга исследовательской деятельности дошкольников: в чем состоит проблема результата исследовательской работы; каковы особенности защиты итогов исследования и проектирования.

Материал подготовлен Колисниченко Т.Н.,
ст.преподавателем кафедры педагогики и психологии
ИПК и ППРО ОГПУ

 

 

 

 

 
 
ИПКиППРО ОГПУ