Турин Л.А.  Развитие общих компетенций обучающихся в учреждении дополнительного образования детей // Внешкольник. Дополнительное образование, социальное, трудовое и художественное воспитание детей.-2007.–№1.–С.50-51

Краткое содержание: Российское образование нуждается в смещении акцентов в подходе к образованию: со знаниевого на компетентностное.
Под компетенцией понимаются общие способность и готовность личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на ее успешное включение в трудовую деятельность.
Ядро общих компетенций образуют адаптация, социализация, интеграция в социум и самореализация личности.
В образовательном пространстве учреждений дополнительного образования детей развитие общих компетенций можно представить как последовательное достижение обучающимся более высокого образовательного уровня, как движение по следующим ступеням:

  • первая ступень (возраст 5-9 лет) предполагает формирование базовой культуры и базового образования. Это первое знакомство ребенка с учреждением дополнительного образования детей;
  • вторая ступень (возраст 9-14 лет) – формирование способностей у ребенка к определенной деятельности, обучающийся приобретает знания об окружающем мире через деятельность, присущую только учреждениям дополнительного образования детей,  направленную на познание или преобразование тех или иных объектов действительности, формирование умений участвовать в коллективной деятельности;
  • третья ступень (возраст 14-16 лет) – развитие общих компетенций  обучающегося идет через реализацию в конкретных видах деятельности в детских объединениях, через элективные курсы, он самореализуется в конкретных видах трудовой деятельности, познает себя в тех или иных квалификации и профиле; должен уметь организовать первичный коллектив в активную микросреду самообразования и самовоспитания;
  • четвертая ступень (возраст 16-18 лет) – овладение культурой, обучающийся адекватно оценивает свое личное участие в развитии общества, вносит свой вклад в непрерывный культурообразующий процесс социума, отрабатывает навыки ориентации в окружающем социуме, развивает навыки качеств личности, позволяющие построить профессиональную карьеру.
Основные задачи развития личности дают возможность определить критерии сформированности общих компетенций обучающихся. К ним мы относят: заинтересованность обучающимися в посещении творческого объединения; создание доброжелательной атмосферы на занятии; уважительное отношение к мнению каждого; умение работать на индивидуальном или групповом уровнях; развитие навыков сотрудничества и сотворчества; включенность в практическую деятельность, формирующую профессиональные навыки.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, компетентностный подход, адаптация, социализация, самореализация личности.


Развитие общих компетенций обучающихся в учреждении дополнительного образования детей

Л. А. Турин,
директор Дома детского творчества,
кандидат педагогических наук,
г. Таганрог

В Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей прописаны основные задачи учреждения:

  • обеспечение необходимых условий для личностного роста, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, творческого труда;
  • адаптация детей к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры.

Современные учреждения дополнительного образования детей ищут пути реализации этих задач. И до последнего времени администрация, педагогический коллектив ориентировались на традиционные требования и условия – обучение знаниям, умениям и навыкам. В последние годы траектория образовательных процессов в новой социокультурной ситуации приобрела новое звучание, и ее можно сформулировать следующим образом: достижение нового качества подготовки обучающегося за счет развитияегообщихкомпетенций. Что мы понимаем под компетенцией?

С одной стороны, компетенции – это цельобразования, если рассматривать этот термин, впервые введенный в 1992 году в проекте Совета Европы «Среднее образование в Европе». С другой стороны, компетенции – деятельностнаясоставляющая полученного образования. Обучающийся, овладевая каким-либо способом деятельности, получает опыт интеграции различных результатов образования в социум: знаний, умений, навыков, ценностей, готовности использовать знания в незнакомой ситуации. Набор осваиваемых способов деятельности должен быть востребован заказчиком, работодателем. Другими словами, российское образование нуждается в смещении акцентов в подходе к образованию: со знаниевогонакомпетентностное.

Под компетенцией мы понимаем общую способность и готовность личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на ее успешное включение в трудовую деятельность.

Таким образом, ядро общих компетенций образуют адаптация, социализация, интеграция в социум и самореализация личности.

Компетентностный подход наиболее полно отражает суть модернизации в сфере образования, в том числе и в учреждениях дополнительного образования детей. В наше время конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его умения адаптироваться к изменяющимся условиям труда. В ситуации динамичного социально-экономического развития страны в анализе запросов местного сообщества, запросов обучающихся и изменившегося заказа государства появляются новые потребности в новых результатах образования. Эти потребности через идею развития компетенций обучающихся должна учитывать и система дополнительного образования детей.

Дом детского творчества пытается реализовать индивидуальные пути развития ребенка в личностно-ориентированной парадигме.

В образовательном пространстве учреждений дополнительного образования детей развитие общих компетенций можно представить как последовательное достижение обучающимся более высокого образовательного уровня, как движение по следующим ступеням:

  • первая ступень(возраст 5-9 лет) предполагает формирование базовой культуры и базового образования. Это первое знакомство ребенка с учреждением дополнительного образования детей;
  • вторая ступень(возраст 9-14 лет) – формирование способностей у ребенка к определенной деятельности, обучающийся приобретает знания об окружающем мире через деятельность, присущую только учреждениям дополнительного образования детей,  направленную на познание или преобразование тех или иных объектов действительности, формирование умений участвовать в коллективной деятельности;
  •        третья ступень(возраст 14-16 лет) – развитие общих компетенций  обучающегося идет через реализацию в конкретных видах деятельности в детских объединениях, через элективные курсы, он самореализуется в конкретных видах трудовой деятельности, познает себя в тех или иных квалификации и профиле; должен уметь организовать первичный коллектив в активную микросреду самообразования и самовоспитания;
  • четвертая ступень(возраст 16-18 лет) – овладение культурой, обучающийся адекватно оценивает свое личное участие в развитии общества, вносит свой вклад в непрерывный культурообразующий процесс социума, отрабатывает навыки ориентации в окружающем социуме, развивает навыки качеств личности, позволяющие построить профессиональную карьеру.

Реализовать индивидуальные пути развития ребенка в личностно-ориентированной парадигме возможно при понимании педагогом необходимости перехода учреждения к компетентностному подходу, чтобы получить новое качество обучающегося за счет развития общих компетенций
1.       Педагог должен быть нацелен на овладениетехнологиямиразвития
компетенцийобучающихся, уметь осваивать необходимые для реализации компетентностного подхода знания, достигать значимых результатов в профессиональной деятельности. Педагогические технологии, адекватные задаче формирования общих компетенций, отличаются тем, что первостепенным
условием их реализации выступает следующий принцип: обучающийся в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности.
Одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностно-ориентированный подход в образовании,является технология работы с портфолио обучающегося. Портфолио– технология формирования общих компетенций обучающегося. Проектнаядеятельность– сформированность общих компетенций обучающегося.
2.       Проблема формирования компетенций обучающихся зависит
также от созданных условий для роста и развития ребенка в учреждениях дополнительного образования детей. В Доме детского творчества на основе свободы выбора за счет освоения разных позиций в игре, учении, творческой деятельности существуют более благоприятные условия для саморазвития личности, формирования общекультурных компетенций. Обучающийся, вступая в общение с педагогами, сверстниками в выбранном им детском объединении, осваивает основы культурных способов коммуникации, деятельности.
3.      Успех реализации компетентностного подхода зависит от того, будут ли созданы условия, расширяющие круг заинтересованных
и активных субъектов образовательного процесса. Особенно важна организация взаимодействия образовательного учреждения и родителей. Так как в основном они приводят детей в ДДТ (согласно опросу, до 80 % обучающихся в детские объединения привели родители). Этот аспект значим, поскольку родители определяют социальный заказ на образовательные услуги. Общение родителей, педагогов и детей создает благоприятные условия для формирования у обучающихся компетенций, связанных с решением коммуникативных, социальных, практических проблем в жизни.
4. Психолого-педагогическая поддержка развития общих компетенций обучающихся проявляется в том, что педагог продумывает композицию, архитектонику своего занятия, и это влияет на эмоциональное состояние обучающегося.
Отслеживая развитие общих компетенций, мы не могли оставить без внимания эмоциональную составляющую. Нами использовался вопросник САН (самочувствия, активности, настроения). Анализируя результаты анкетирования, мы выяснили, что по окончании занятий в студиях, мастерских, объединениях у 94 % обучающихся улучшилось самочувствие, у 93 % поднималось настроение, у 97 % росла увлеченность, у 85 % повышалась работоспособность. По всем характеристикам вопросника наблюдалась положительная динамика.
Основные задачи развития личности дают возможность определить критерии сформированности общих компетенций обучающихся. К ним мы относим заинтересованность обучающимися в посещении творческого объединения любой направленности; создание доброжелательной атмосферы на учебном занятии; уважительное отношение к мнению каждого; умение при разработке проекта работать на индивидуальном или групповом уровнях; развитие навыков сотрудничества и сотворчества; включенность в практическую деятельность, формирующую профессиональные навыки.

 

Оренбургский ИПК РО

Банк_педагогической_информации