Косарева Е.П. Параметры и критерии оценки дополнительных образовательных программ в УДОД / Е.П.Косарева // Дополнительное образование и воспитание. - 2008. – № 12. – С. 9-14

Краткое содержание: Во многих учреждениях дополнительного образования детей создаются уникальные образовательные программы. Предлагаемая авторами методика оценки образовательной программы содержит три блока параметров: оформление, общая характеристика содержания программы,   характеристика содержания структурных элементов программы. Каждый параметр характеризуется рядом показателей, которые оцениваются по пятибалльной шкале оценок и распределяются по трем уровням: низкий, средний и высокий. Итоговая сумма баллов также распределяется по уровням и является показателем качества образовательной программы.
При оценке оформления программы оцениваются титульный лист, эстетичность, наличие рецензии, структура программы.
Показателями общей характеристики программы являются ее актуальность, целостность, прогностичность, контролируемость, реальность, качество подачи материала.
При характеристике структурных элементов программы учитываются уровень пояснительной записки, определение цели и задач программы, её содержание, условия реализации, методики и технологии обучения и воспитания, предполагаемые результаты, формы, методы, критерии их оценки и литература.

Ключевые слова: дополнительная образовательная программа, оценка реализации программы, критерии и показатели реализации программы.


ПАРАМЕТРЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В УДОД

(методические рекомендации в помощь методистам, руководителям
образовательных учреждений, занимающихся экспертизой
образовательных программ)

КОСАРЕВА Е.П., зав. метод. отделом МОУДОД «ЦДТ», педагог высшей категории,
ЧЕРНЫШЕВА М.П., методист МОУДОД «ЦДТ», преподаватель второй категории, г. Нижневартовск

Уникальность системы дополнительного образования состоит в ее вариативности по отношению к процессам программирования образовательной деятельности детей. За время перестроечного периода в нашей стране, педагогам был открыт простор для творческого поиска, апробирования и внедрения педагогических методик и технологий. Во многих учреждениях дополнительного образования детей создавались уникальные фонды собственного педагогического опыта, в том числе, образовательных программ.

В Центре детского творчества более 71% педагогов осуществляют педагогическую деятельность на основе авторских и модифицированных образовательных программ. Каждая программа своеобразна не только по содержанию, но и по оформлению. Многие педагоги претендуют на признание своего авторства, оценку уровня программ, другие нуждаются в помощи по их корректировке и совершенствованию.

Отсутствие стандартных требований к программированию и оценке образовательных программ усложняло процедуру их экспертизы. Практика показывает неоднозначность оценки той или иной образовательной программы разными экспертами, что не всегда позволяло составить объективное представление о ее качестве.

Экспертиза образовательных программ – довольно трудоемкий процесс, требующий специальных знаний в области педагогического проектирования и программирования, а также определенных аналитических навыков. В 2003 г. были опубликованы требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования РФ 03.06.2003 г.

На основании данных требований, для ускорения процедуры экспертизы, удобства заполнения результатов, их доказательности специалистами методического отдела Центра детского творчества, разработана методика оценки образовательной программы, по трем блокам параметров:

  • оформление;
  • общая характеристика содержания программы;
  • характеристика содержания структурных элементов программы.

Каждый параметр характеризуется рядом показателей, которые оцениваются по пятибалльной шкале оценок и распределяются по трем уровням:

  • низкий уровень – от 0 до 2 баллов;
  • средний – от 3 до 4 баллов;
  • высокий – 5 баллов.

Итоговая сумма баллов также распределяется по уровням и является показателем качества образовательной программы:

  • низкий уровень от 0 до 34 баллов;
  • средний – от 35 до 68 баллов;
  • высокий – от 69 до 85 баллов.

При разработке данных методических рекомендаций использован опыт А.С. Вартанян, к.п.н., проректора по внеучебной работе Тобольского пединститута; О.Г. Миронец, руководителя фонда «Преображение», сотрудника научно-практического центра СПО-ФДО г. Москвы; также использованы материалы Центра развития системы дополнительного образования детей Минобразования России по проекту «Научно-методическое обеспечение государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей» (2001 г.) и методические рекомендации: «Проектирование образовательных программ в учреждении дополнительного образования детей» (приложение к журналу «Внешкольник», № 5, 2001 г.), «Опыт проектирования образовательных программ» (приложение к журналу «Внешкольник», № 12, 2004 г.).

Данные рекомендации активно используются завучами, заведующими отделов, методистами Центра детского творчества для внутренней экспертизы дополнительных образовательных, досуговых программ, социально-педагогических проектов, разработанных педагогами дополнительного образования.

Критерии оценки параметров:

I. Оформление программы.

1.1. Титульный лист:

  • высокий уровень – титульный лист оформлен в соответствии с требованиями: содержит наименование образовательного учреждения; отметку об утверждении программы директором учреждения; печать; № протокола педсовета (либо другого экспертного совета), утвердившего программу; наименование программы (короткое, емкое, привлекательное, отражающее содержание); возраст детей, на которых рассчитана программа; срок реализации; Ф.И.О. автора (автора-составителя); уровень квалификации (вторая, первая, высшая); должность; город; год.

 

На второй странице титульного листа оформлен паспорт программы, в котором указывается: полное наименование программы; руководительпрограммы;  рецензент; организация-заявитель (если имеется); организация-исполнитель; адрес организации-исполнителя; телефон; факс; Ф.И.О., должность автора (авторского коллектива); география (территория, на которой реализуется программа) программы; целевые группы (количественная и качественная характеристика детей – количество, возраст, социальный статус и др.); цель программы; направленность программы (научно-техническая, спортивно-техническая, физкультурно-спортивная, художественно-эстетическая, туристско-краеведческая, эколого-биологическая, военно-патриотическая, социально-педагогическая, культурологическая, естественно-научная); срок реализации программы; вид программы (модифицированная, профильная, авторская и др.); уровень реализации программы (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование); уровень освоения программы (общекультурный, углубленный, профессионально ориентированный); способ освоения содержания образования (репродуктивный, креативный, эвристический); краткое содержание программы.

  • средний уровень – имеются незначительные замечания по 1-2 пунктам параметра;
  • низкий уровень – титульный лист не соответствует требованиям к оформлению.

1.2. Эстетичность:

  • высокий уровень – программа выполнена в печатном варианте с соблюдением полей; страницы и заголовки разделов программы пронумерованы. Если в программе используются цитаты, то сделаны сноски на источники. Каждая глава печатается с новой страницы, главы разделены на абзацы. Шрифт – 14, формат А 4. Если в программе приводятся графики, таблицы, диаграммы, схемы – то их номер указывается в тексте и непосредственно перед ними, также они могут быть представлены в приложении.
  • средний уровень – имеются незначительные, легко исправимые замечания.
  • низкий уровень – программа выполнена без соблюдения требований коформлению.

1.3. Наличие рецензии:

  • высокий уровень – в наличии внутренняя и внешняя рецензии;
  • средний уровень – в наличии только внешняя рецензия;
  • низкий уровень – рецензии отсутствуют.

1.4. Структура программы:

  •          высокий уровень – программа содержит разделы: «Пояснительная записка», «Цель», «Задачи», «Содержание программы», «Методики и технологии обучения и воспитания», «Условия реализации», «Предполагаемые результаты», «Критерии оценки результатов», «Литература». Дополнительные элементы программы (планы, схемы, таблицы, приложения);
  •  средний уровень – в структуре программы отсутствует 1 раздел, не влияющий на конечный результат программы;
  •  низкий уровень – в структуре программы отсутствует более 1 -го раздела.

 

II. Общая характеристика программы.

2.1. Актуальность:

  •  высокий уровень – программа актуальна, имеется социальный заказ, ориентирована на решение наиболее значимых проблем дополнительного образования детей в данный период времени, ее новизна, отличительные особенности от уже существующих программ;
  • средний уровень – программа не отражает социальный заказ, либо дублирует задачи базового образования;
  • низкий уровень – программа не актуальна (либо актуальность не прописана).

2.2. Целостность:

  • высокий уровень – цели, задачи, способы их достижения, результаты согласованы, ориентированы на возрастные и психофизиологические особенности детей, указанные в программе (полнота и согласованность действий, необходимых для достижения цели);
  • средний уровень – частичное несогласование;
  • низкий уровень – отсутствие согласования.

2.3. Прогностичность:

  • высокий уровень – программа отражает требования не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня (дальний прогноз, что будет с детьми после освоения программы? Будет ли программа развиваться дальше, какими путями?);
  • средний уровень – программа отражает требования только сегодняшнегодня;
  • низкий уровень – прогнозирование результатов отсутствует.

2.4. Контролируемость:

  • высокий уровень – в программе приведены механизмы контроля за промежуточными и конечными результатами в соответствии с целями и задачами программы (формы подведения итогов по каждой теме или каждому разделу программы);
  • средний уровень – в программе не полностью отслеживаются результаты;
  • низкий уровень – результаты не отслеживаются.

2.5. Реальность:

  • высокий уровень – возможность реализации программы, соответствие плана мероприятий концептуальному замыслу (должна быть просчитана в деньгах, кадрах, во времени);
  • средний уровень – частичное соответствие плана мероприятий концептуальному замыслу;
  • низкий уровень – программа не реальна для реализации.

2.6. Качество подачи материала:

  •  высокий уровень – материал изложен профессионально грамотно: отмечается логика, последовательность, аргументированность, системность, научно-методическая обоснованность;  стиль изложения понятен, открыто и ясно изложен материал программы;
  •  средний уровень – материал сложен для восприятия, фразы громоздкие, избыточность речевого оформления крайне затрудняет чтение;
  •  низкий уровень – обилие ошибок, недоработок, материал изложен непоследовательно, нелогично и т.д.

III. Характеристика структурных элементов программы.

3.1. Пояснительная записка:

  •  высокий уровень – отражена актуальность программы: социальный заказ (кому нужна программа, почему это важно для социума), приведен анализ ресурсов (кадровых, материально-технических), выявлены противоречия, определены проблемы, отражена  главная идея программы, принципы реализации программы, даны краткие сведения о коллективе (количество детей, возраст, общее количество часов по программе, сроки реализации программы, социальный статус, интересы, потребности целевых групп и др.). Прописано наименование, форма детского объединения (кружок, клуб, секция, студия и т.д.), исторические сведения о детском объединении, успехи, обобщенный результат реализации программы. Дана краткая характеристика участников образовательного процесса (люди занятые в реализации программы), условия работы, должностные обязанности, степень вовлеченности в программу и др. Дается вводная характеристика предмета, раскрывается предшествующий опыт решения проблемы, предлагаются свои пути решения проблемы, представлен конечный результат;
  •  средний уровень – пояснительная записка не содержит полной информации;
  •  низкий уровень – пояснительная записка не отражает суть программы, содержит минимум конкретной информации.

3.2. Цели и задачи:

  •  высокий уровень – цель отражает предполагаемый конечный результат, четко сформулирована, реальна, достижима. Задачи являются конкретными шагами по достижению цели, соответствуют содержанию и методам предлагаемой деятельности;
  •  средний уровень – цель, задачи сформулированы неконкретно;
  •  низкий уровень – цель, задачи не отражают конечный результат, не реальны, не достижимы.

3.3. Содержание программы:

  •          высокий уровень – в программе представлены направления (учебная, воспитательная, профилактическая, допрофессиональная деятельность, работа с родителями, психолого-педагогическое сопровождение детей и др.). Кратко раскрывается содержание по каждому направлению деятельности. Учебная деятельность представлена тематическими планами на каждый год обучения, с указанием задач, предполагаемых результатов, с распределением часов по разделам и темам занятий, указанием общего количества часов, с разбивкой на теоретические и практические занятия. Раскрыто краткое содержание учебных  занятий по темам в соответствии с тематическим планом на каждый год обучения. В данном разделе программы возможно представить планы воспитательной работы, работы с родителями (возможно представить в приложении к программе);
  •  средний уровень – в программе представлена только учебная деятельность;
  •  низкий уровень – содержание программы представлено только тематическим планом учебных занятий.

3.4. Условия реализации программы:

  •  высокий уровень – в программе прописаны особенности организации учебно-воспитательного процесса (данная информация может быть представлена в пояснительной записке): количество, статус, вид групп (профильная, комплексная, экспериментальная, научно-исследовательская) в детском объединении; состав групп (постоянный, переменный); особенности набора детей (свободный, по конкурсу, тестам и др.); формы занятий (индивидуальные, групповые, разновозрастные); года обучения, количество обучающихся в группах; возраст, психолого-педагогические особенности детей; количество  занятий, учебных часов в неделю, в год (на группу); место проведения занятий и др. Прописаны материально-технические условия (помещения, оборудование, финансирование, др.), мотивационные условия (что нужно сделать для формирования учебной мотивации – использование игровых форм, наличие атрибутики, системы поощрения и др.), научно-методические условия (подготовка кадров,     необходимые учебно-дидактические материалы, разработка программ, пособий, взаимодействие с научными учреждениями и др.);
  •  средний уровень – условия приведены не полностью;
  •  низкий уровень – данный раздел отсутствует.

3.5. Методики и технологии обучения и воспитания:

  •  высокий уровень – в программе прописаны формы, методы работы, особенности организации учебно-воспитательного процесса;       применение индивидуальных, дифференцированных, личностно-ориентированных, игровых и др. методик и технологий, используемых при организации учебно-воспитательного процесса. Приводятся технологии контроля за ЗУН учащихся по каждому разделу перспективно-тематических планов по годам обучения: форма, метод контроля, наименование технологии контроля (если имеется,  указать название, автора методики). Также приводятся технологии отслеживания результатов в соответствии с поставленными в образовательной программе целями и задачами: формы, методы, технологии, сроки проведения педагогических, социально-психологических диагностик;
  •  средний уровень –           в программе прописаны только формы и методы работы;
  •  низкий уровень – в программе отсутствует данный раздел.

3.6. Предполагаемые результаты, формы, методы, критерии их оценки:

  •  высокий уровень – в программе даны характеристики предполагаемых результатов (знаний, умений, навыков, личностных и коллективных изменений) в зависимости от поставленных целей и задач; приведены формы, методы, критерии оценки результатов;
  •  средний уровень – в программе приведены результаты и формы, методы, критерии оценки не под каждую задачу (либо есть результаты, нет критериев);
  •  низкий уровень – в программе отсутствует данный раздел.

3.7. Литература:

  •  высокий уровень – список литературы оформлен по схеме: порядковый номер, в алфавитном порядке – Ф.И.О. автора, заглавие, издательство, город, год издания. Список литературы приводится в двух частях – для педагогов и детей;
  •  средний уровень – имеются замечания по 1-2 пунктам;
  •  низкий уровень – имеются замечания более чем по 2-м пунктам.

 

 

Оренбургский ИПК РО

Банк_педагогической_информации