Долгих И.Н. Образовательный стандарт как методическое условие обеспечения качества (стандарт в дополнительном  образовании или качество результатов дополнительной образовательной программы) / И.Н. Долгих // Дополнительное образование  и воспитание. – 2009. – № 4. – С.7-13

Краткое содержание: Статья посвящена проблеме оценки и измерения результатов реализации дополнительной образовательной программы.
Необходимость в объективной оценке качества результатов образования и не разработанность критериев – это одно из характерных противоречий управления образованием, свойственных и дополнительному образованию. Проблема измерения качества результатов возникает в связи отсутствием методических условий, а именно критериальных эталонов, критериальных норм, показателей соответствия стандарту и описание самого стандарта.
Поиск и выявление универсальных для всех видов творчества, понятных всем критериев и показателей качества исполнительской деятельности, формирование эстетических компетентностей попадает в область инновационных разработок системы образования.
Современное качество содержания образования определяет формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции.
В рамках личностно-деятельностной модели образовательного процесса результатом освоения образовательной программы исполнительского направления являются ключевые эстетические компетентности исполнительской деятельности, позволяющие понимать специфический язык тех или иных жанров и видов искусства, формирующие способность эстетического переживания, эстетическую чуткость, вкус и художественную образованность и владение языком изобразительных средств.
В качестве универсального инструмента контроля качества результата дополнительной образовательной программы в условиях массового обучения и некоторых критериальных норм нами предлагаются: ключевые показатели качества концертного номера (формируют универсальный показатель качества), ключевые знания, умения, навыки по каждому году и всему курсу обучения, методы контроля и контрольные задания по предмету.
Выделение и согласование участниками образовательного процесса ключевых, то есть существенных, сущностных знаний, умений, навыков, компетентностей и качественных показателей позволяет ввести норму, стандарт.
Введение нормы дает возможность сопоставить (сравнить) реальные результаты педагогической деятельности с принятым и согласованным всеми эталоном, создавая таким образом основу контроля и мониторинга качества образования, уровня эстетической культуры обучающихся.
Сопоставление результатов деятельности с едиными нормами (критериями, показателями качества) создает управленческие условия обеспечения качества результата образовательной деятельности в данном виде, методические условия, необходимые для описания образовательного стандарта.

Ключевые слова: качество результатов образования, стандарт, критерии качества.


образовательный стандарт как методическое условие обеспечения качества
(стандарт в дополнительном образовании или качество результатов дополнительной образовательной программы)

И.Н. Долгих, зав. отделом художественного творчества, МОУ ДОД Центр дополнительного образования детей «Радуга»-, г. Пермь

В содержание процесса эстетического воспитания и образования в системе дополнительного образования входят различные виды художественно-творческой деятельности. Одним из таких видов является деятельность детей, которая относится к категории художественного творчества и к одной из основных форм воспитания – эстетическому воспитанию.

Данная статья обращена к проблеме оценки и измерения результатов реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетического цикла.

Специальной целью художественно-эстетического воспитания является развитие личности детей и подростков средствами художественно-творческой деятельности.

Художественное творчество детей относится к той сфере человеческой деятельности, которую трудно оценивать, тем более непонятно как измерять. По заключению  психологов талант и творчество измерению не поддаются, ведь все, что относится к искусству, есть «плод творческой работы человека, и как продукт сознания носит характер субъективного отражения действительности». Мы никогда не знаем и не понимаем, почему нам понравилось то или иное произведение.

Детское творчество представляется еще более деликатной областью творческой деятельности, ведь, как способ познания мира, каждый детский опыт уникален и неповторим.

Так нужно ли оценивать творческую деятельность ребенка?
Можно ли здесь что-то измерить в принципе?
Зачем измерять?
Что можно измерить?
Можно ли измерить объективно? И чем замерять?

Между программой подготовки профессионального танцора, реализуемой в специальных учебных заведениях, и программой дополнительного образования для детей существует колоссальная разница.

Программа подготовки профессионального исполнителя рассчитана на ребенка с выраженными хореографическими данными. Такие дети в объединения дополнительного образования по наблюдению и опыту педагогов приходят не так уж часто.

Деятельность ребенка во многих творческих объединениях художественно-эстетического направления осуществляется в условиях массового обучения и в соответствии с образовательными программами. Особенностью программ дополнительного образования является отсутствие отбора детей по их одаренности, направленность на эстетическое воспитание, а не на профессиональную подготовку.

Должно ли это стать поводом для развития дилетантства в этой сфере дополнительного образования? Можно ли определять степень эстетического развития детей, личности на основе суждения, что кому-то «просто нравится» то или иное произведение (исполнение), тот или иной исполнитель, ансамбль и т.д., замыкаясь в эмоционально-категорических суждениях вкуса?

Может ли такая ситуация быть удовлетворительной на современном этапе, когда возможность получения качественного образования поставлена во главу угла развития российского образования? Очевидно, что нет.

Необходимость повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию определяется запросами общества в высоком уровне подготовленности молодежи к профессиональной деятельности.

Включение в систему непрерывного образования и дополнительного образования как вида, повышает статус дополнительных образовательных программ, что, в свою очередь, предъявляет дополнительные требования к их качеству. Программы дополнительного образования должны «обеспечивать определенное государственным стандартом качество образования, уровень развития детей, адекватный современному уровню общественного развития».

Современное качество содержания образования определяют «ключевые компетенции, то есть «целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся».

Основное отличие системы управления качеством образования от системы управления вообще заключается в установлении и использовании всеми субъектами образования приоритетов качества: качества условий, качества процесса и качества результатов этого процесса.

Необходимость в объективной оценке качества результатов образования и не разработанность критериев – это одно из характерных противоречий управления образованием, свойственных и художественно-творческом у виду дополнительного образования.

Проблема измерения качества результатов возникает в связи отсутствием методических условий, а именно критериальных эталонов, критериальных норм, показателей соответствия стандарту и описание самого стандарта.

Поиск и выявление универсальных для всех видов творчества, понятных всем критериев и показателей качества исполнительской деятельности, формирование эстетических компетентностей попадает в область инновационных разработок системы образования.

В отделе художественного творчества центра дополнительного образования «Радуга» г. Перми, на протяжении последних лет, в рамках творческой лаборатории ведется работа в этом направлении. Существующая неопределенность на государственном уровне, что можно считать стандартом в дополнительном образовании, дает нам определенную свободу самостоятельно формулировать нормативы (стандарты) образовательной программы художественно-эстетического направления.

Измерение означает сравнение с эталоном (нормой). Для определения качественного уровня освоения программы нами предложены формальные (к ним относятся исчисляемые, количественные), и неформальные (то есть сущностные, ценностные) нормы, критерии и показатели.

Необходимость формальных, исчисляемых норм проистекает от одного из основных принципов педагогики, что все, что может быть в педагогической деятельности измерено, должно быть измерено объективно. Предложенные неформальные нормы имеют непосредственное отношение к категории эстетики и искусства и затрагивают сущностные характеристики вида исполнительской деятельности.

Результатом эстетического образования и воспитания ребенка в творческом объединении мы рассматриваем исполнительскую деятельность ребенка и качество этой деятельности.

Нами выделены следующие количественные нормы:

  1. количественный объем освоения учебных часов образовательной программы, показатель – процент их освоения;
  2. количество детей, освоивших практическую часть программы, показатель – коэффициент активных участников концертной (исполнительской) деятельности.

Приобщение детей к искусству осуществляется в процессе эстетического воспитания и обучения. Основой же образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования является образовательная программа.

Количество детей, освоивших программу, измеряется по числу воспитанников кружков, активно выступающих на различных уровнях: в школе, в центре, на фестивалях, на конкурсах. Данное положение исходит из того, что эстетика выступления на публике зависит от того, насколько учащемуся удалось освоить ключевые умения и навыки, заложенные в программу курса обучения.

В условиях массового обучения за норму принимается результат, когда все дети, посещающие кружок, должны освоить минимальные (элементарные) знания, умения и навыки исполнительской деятельности, необходимые для выступления перед зрителем и формирующие эстетический продукт, в соответствии со своим исполнительским уровнем.

Коэффициент активного участия детей (доля активных участников выступлений от всего состава детского объединения) в практической (концертной) деятельности показывает качество освоения практической части данной программы.

Качество художественно-эстетической деятельности – категория нравственная, так как является основой формирования эстетической культуры.

В данном вопросе автор статьи опирается на выводы Д.А. Леонтьева. По мнению психолога, художественная или эстетическая культура личности выступает как неотъемлемый аспект личности и оказывает важное влияние на другие личностные качества. Эстетическая культура личности интегрирует способность эстетического переживания, эстетическую чуткость, вкус, художественную образованность и владение языком изобразительных средств. Высокая эстетическая культура предполагает способность адекватно оценивать и воспринимать произведения в широком спектре жанрово-стилевых характеристик.

В детском возрасте развитие отношения к искусству сопровождается дифференциацией уровней художественной компетентности. При этом происходит множество отклонений и деформаций в художественном и, как следствие, общем развитии личности. Причиной этих отклонений и деформаций выступает либо отсутствие художественного воспитания в семье, школе, либо наличие его в неполноценном или извращенном виде.

Решающим фактором, определяющим качество эстетических предпочтений, по мнению Д.А. Леонтьева, является опыт общения с искусством, а уровень художественного развития личности находится в определенной зависимости от уровня образованности. Уровень как общего, так и художественного образования соотносится со способностью понимать специфический язык тех или иных жанров и видов искусства. Для понимания его и полноценного художественного восприятия необходимы как общие, так и специальные знания. Эти выводы ученого находят поддержку у других исследователей проблем эстетического образования: эстетическое сознание не должно бояться перейти на интеллектуальный уровень, не должно замыкаться в эмоционально – категоричных «суждениях вкуса». Только в таком случае эстетическое будет важным фактором развития личности.

Одним из сущностных признаков воспитания является развитие культурной компетентности или уровня культурной компетентности, это развитие и правовой культурной компетентности, и языковой, и этикетной, и эстетической, и других форм компетентности, а в основе современного воспитания детей должен быть системно -деятелъностный характер образования.

Современное качество содержания образования определяет формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции. Ключевые компетенции рассматриваются, как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства.

Деятельностный подход означает, что судить о личных качествах человека можно по его деятельности, результатам его деятельности, и все качества и характеристики человеческие развиваются только в деятельности, и вне деятельности не развиваются, и развиваются в той мере, в какой в эту деятельность человек включен.

Результаты деятельности определяются качеством деятельности учащегося.

Понятие результата исполнительской деятельности детей многоаспектно, и связано с категориями эстетики, психологии искусства и творчества, образования.

В рамках личностно-деятельностной модели образовательного процесса результатом освоения образовательной программы исполнительского направления являются ключевые эстетические компетентности исполнительской деятельности, позволяющие понимать специфический язык тех или иных жанров и видов искусства, формирующие способность эстетического переживания, эстетическую чуткость, вкус и художественную образованность и владение языком изобразительных средств.

Субъективные интуитивные «критерии» по признаку «нравится – не нравится», «красиво – не красиво», «хорошо – плохо», «что-то не так» и т.д., не создают условия для выявления соответствия конечного продукта стандарту, не могут быть средством повышения качества.

Эмоционально-смысловое содержание художественного образа формируется посредством музыки, движения, речи, внешних эффектов. Качество создаваемого образа находится в прямой зависимости от характеристик, связанных с музыкой, движением, речью, внешним оформлением.

В качестве универсального инструмента контроля качества результата дополнительной образовательной программы в условиях массового танцевального обучения и некоторых критериальных норм нами предлагаются: ключевые показатели качества концертного номера (формируют универсальный показатель качества), ключевые знания, умения, навыки по каждому году и всему курсу обучения, методы контроля и контрольные задания по предмету «танец».

Ключевые знания, умения и навыки исполнительской деятельности и методы контроля

Первый год обучения / Начальный уровень

  1. Наличие знаний, как должно выглядеть на сцене (каким должен быть костюм, какая обувь в соответствии с костюмом, какая прическа);
  2. Умение слышать в музыке сильные доли и соотносить (координировать) их с движениями рук, переносом веса с одной ноги на другую на заданную мелодию;
  3. Способность запомнить и исполнить композицию в линейном построении на 16-32 удара без предъявления требования к качеству создаваемых в движении линий.

Темы: Ритмическое соответствие. Танцевальная практика

Метод контроля, контрольные задания:

  1. Опрос, наблюдение;
  2. Контрольное задание, отметить все сильные доли; наблюдение за исполнением детьми движений, танца на заданную мелодию;
  3. Наблюдение за исполнением детьми заданной композиции, танца.

 

Время контроля: октябрь, апрель

Второй и третий год обучения/ начальный уровень

  1. Способность оценить соответствие костюма танцу (то есть соотнести внешнее свнутренним).
  2. Умение находить ритмическое соответствие при звучании разных мелодий одного ритма и темпа.
  3. Знать правила (условности) поведения на сцене, сценической площадке:направления «лицом к зрителю», «спиной к зрителю», «правым (левым) боком к зрителю.
  4. Знать направление линии танца, рисунок построения «в кругу», «в колоннах»,«звездочка» и другие, если заложены в программу.
  5. Исполнять без сбоев танцевальные композиции на всю мелодию с не менее, чем тремя перестроениями рисунка танца (по и.6)

Метод контроля, контрольные задания:

1.       Варианты заданий:

а) Опишите костюм для улицы, для офиса, для выхода на сцену;
б) Ответьте на вопрос, что такое холодные тона, теплые тона, смешанные тона, какие цвета являются контрастными;
в) Оцените костюм этого танца

2.       Варианты заданий: Включается:

а) знакомая мелодия;
б) незнакомая мелодия одного танцевального ритма (в соответствии с программойкружка) и ребенку предлагается выделить сильные доли хлопками;
в) включается мелодия незнакомого танцевального ритма, ребенку предлагается найти ее ритм, т.е. выделить сильные доли и определить размер 2/4 или 4/4;

3. Варианты заданий:

а) Опрос: как устроена сценическая площадка (кулисы, правая и левая кулиса, сцена, задник, центр сцены, авансцена, зрительный зал); что означает построение «лицом к зрителю», «спиной к зрителю», «правым (левым) боком к зрителю»;
б) Задание: выйти из левой (правой) кулисы, встать в центре, выйти на авансцену, встать лицом (спиной, правым, левым боком) к зрителю, пройти по сцене по часовой (против) часовой стрелки на условной сценической площадке;
в) Исполнить танец лицом к зрителю;
г) Наблюдение выступления ребенка и его способности ориентации на сценической площадке во время выступления (концерта) в непривычных условиях.

4.       Варианты заданий:

а) Опрос, что означает направление «по линии танца», фигуры «круг», колонна, звездочка и т.д.;
б) Задание: встать лицом по линии танца, пройти по линии танца, встать в круг, в колонну, звездочкой;
в) Опишите, сколько человек может составить круг, колонну, звездочку, положение корпуса относительно друг друга в кругу, в колонне, в звездочке;
г) Наблюдение выступления ребенка и его способности ориентации по линии танца на сценической площадке во время выступления (концерта).

5. Варианты заданий:

а) Рассказать, какие есть перестроения;
б) Ответить, на сколько ритмических ударов я буду перестраиваться из одного рисунка (фигуры) в другой;
в) Наблюдение выступления ребенка.

Третий и четвертый год обучения уровень освоения

  1.  Знать направление взгляда, уметь смотреть на зрителя во время исполнения, не забывая при этом своей роли или партии, не опуская при этом головы и взгляда, если это не заложено ролью или исполняемой партией.
  2.  Уметь переносить взгляд на другие объекты и предметы, не опуская головы при перемене направления движения.
  3. Создавать гармоничные эстетичные позы и линии во время исполнения своего номера, видеть и оценивать их у других исполнителей.
  4. Передавать движением или другими художественными средствами художественный образ, задаваемый музыкой, сюжетом.
  5. Контролировать эмоции (волнения, смущения и т.д.), уметь радоваться движению.

Метод контроля, контрольные задания:

1.         а) Рассказать направление взгляда на каждой фигуре своей партии;
б)  Исполнить заданную композицию длительностью не менее 16 тактов, не опуская взгляда от заранее намеченного объекта, предмета;
в) Исполнить одну и ту же композицию с изменением направления, не опуская головы и взгляда;

2.       а) Перечислить все фигуры (в соотношении со счетом и ритмом), где необходимо создать линию (позу), описать, как она должна выглядеть;
б) После исполнения танца уметь описать, какие линии и позы не удалось исполнить;
в) Уметь объяснить, по какой технической причине на удалось исполнить линию – видеометод при совместном просмотре и обсуждении.

Четвертый и пятый год обучения/уровень совершенствования

  1. Соотнести танцевальные рисунки номера с другими геометрическими особенностями незнакомой концертной площадки без потери линий и рисунка танца (т.е. реализовать усвоенные и присвоенные ЗУН на новом месте в новых условиях);
  2. Передать радость танца, свой эмоциональный настрой зрителям;
  3. Владеть техникой, позволяющей исполнять разнообразный репертуар, имеющий эстетическую ценность в глазах специалиста(-ов) по данному направлению, зрителей;
  4. Не испытывать эмоционального перенапряжения, препятствующего реализации ЗУН, мешающего созданию образа во время выступления. 

Метод контроля, контрольные задания:

1.    а) Рассказать, какие геометрические фигуры есть в рисунке данной композиции и как, какими средства ми можно изменить их величину;
б)       Под счет показать композицию танца на условной площадке с разными соотношениями длины и ширины;
в)       Под музыку исполнить контрольную композицию

2, 3, 4 – наблюдение исполнительской деятельности детей в «новых» условиях,видео метод.

Универсальные (для всех видов хореографии) ключевые показатели качества концертного номера

По предмету «Танцы» в основу ключевых показателей качества положены сущностные характеристики танца: музыка и движение.

Основу танца составляют положения тела, которые организованы во времени и подчинены законам определенной музыкальной системы, и измеряются теми же длительностями, что и музыка.

1) Ритмичность и музыкальность (музыкально-ритмическое соответствие).

В наиболее прямом и непосредственном смысле музыка есть выражение эмоционального содержания. Ритм - одно из выразительных средств музыки. Ритм в музыке является выражением эмоционального содержания, чувство музыкального ритма - это критерий эмоциональный. Музыка организует и регулирует движение, сообщает выразительность и музыкальность.

Временной сдвиг в музыкальном движении на 0,05-0,06 сек. может резко изменить выразительное содержание исполняемой композиции и тогда, эта ничтожная разница воспринимается как качественное различие.

«Выпадение» исполнителя из ритма на один только счет, одну долю, запаздывание, то есть ритмическое несоответствие, составляет 0,6 – 1,5 сек., в зависимости от темпа музыки. В этом случае качественное различие воспринимается как дисгармония. Разница в 0,6 – 1,5 сек. заметна и диагностируема.

2) Линии, позы (положение тела). Способность к созданию гармоничных линий является проявлением сформированное координации движений относительно своего тела, в пространстве, координации движения внутри музыки. Линия является интегрированным показателем контроля исполнителя над движением, переносом веса, формой движения, музыкальности, технической оснащенности.

3) Движение. Если ребенок не умеет выполнять ни одной деятельности, в которой реализуются музыкальные слуховые представления, то, значит, этих представлений у него нет. Способ формирования движения (красивый или неказистый) показывает уровень физического, пластического развития ребенка, уровень координации, уровень освоения специальной техники данного вида танца.

4) Искренность исполнения. Главное условие, которое надо обеспечить в детском танце – искренность, – говорит Б.М. Теплов – Без нее все другие достоинства теряются.

5) Костюм. Для гармоничного эстетического впечатления костюм должен быть «верным».

6) Поведение. Эстетика поведения ребенка на сцене и в качестве зрителя является интегрированным показателем культуры поведения, уровня культурной компетентности, сформированности общекультурных и этических ценностей. Показателем является соответствие нормам и правилам поведения на сцене и в зрительном зале.

Выводы:

Талант и творчество измерению не поддаются. Но, существуют внешние проявления качественного уровня (степени) освоения учебных знаний и умений, которые формируют ключевые эстетические компетентности исполнительской деятельности в условиях массового танцевального обучения. Формирование их отслеживается по шкале показателей качества по уровню проявления.

Выделение и согласование участниками образовательного процесса ключевых, то есть существенных, сущностных знаний, умений, навыков, компетентностей и качественных показателей позволяет ввести норму, стандарт.

Введение нормы дает возможность сопоставить (сравнить) реальные результаты педагогической деятельности с принятым и согласованным всеми эталоном, создавая таким образом основу контроля и мониторинга качества образования, уровня эстетической культуры обучающихся.

Сопоставление результатов исполнительской деятельности с едиными нормами (критериями, показателями качества) создает управленческие условия обеспечения качества результата образовательной деятельности в данном виде, методические условия, необходимые для описания образовательного стандарта.

 

 

Оренбургский ИПК РО

Банк_педагогической_информации