Инновационный опыт работы учителей-предметников

География


Автор материала: Доморозов В.А.
методист кафедры дидактики и частных методик ИПКиППРО ОГПУ
Дата предоставления материала: 11.12.08

 

Дисциплина: География

Название курса: Вопросы и задачи по географической карте

 

ФИО, должность автора программы: учитель географии МОУ «СОШ с. Претория Переволоцкого района» Буллер Антонина Васильевна

Класс, на который рассчитана программа: 9 класс

 

Сроки реализации программы: 2004-08 уч. год. 1 год; 35 часов

Краткая аннотация программы: Элективный курс «Вопросы и задачи по географической карте» предназначен для учащихся 9 класса и является значимым в географическом образовании, т.к. гарантирует возможность продолжить образование как в школе, так и по окончании её, возможность последующего развития трудовой и профессиональной подготовки каждого человека.

Данный курс рассчитан на 35 часов. Он призван обеспечить вклад в общее образование, воспитание и развитие с учётом специфики и уникальности содержания.

Предпрофильный курс имеет практическую направленность преподавания и должен опираться на базовый уровень общего среднего образования школьников и обеспечить:

-всестороннее развитие личности школьника, формирование диалектического мышления и диалектико-материалистического мировоззрения;
-демократизацию учебного процесса, т.е. обеспечить возможность каждому ученику двигаться доступным ему темпом;
-возможность осознанного выбора пути дальнейшего общего и специального образования;
-формирование практических умений и навыков, предусмотренных программами по географии и основанных на требованиях государственных образовательных стандартов;
-организацию самостоятельной работы учащихся с географическим атласом, контурными картами;
-умения ориентироваться по карте;
-развитие географического кругозора школьников;
-формирование умений экологически грамотно мыслить и действовать;
-воспитание любви к родному краю, Родине;
-реализацию деятельностного подхода в процессе преподавания, что позволит добиться высокого качества географического образования и подготовить учащихся к использованию полученных знаний в дальнейшей жизни и деятельности.

Цель курса «Вопросы и задачи по географической карте» - на основе системы знаний о географической карте и практических умений работы с различными географическими картами способствовать самоопределению учащихся и выбору дальнейшего профиля обучения.

Задачи курса:

  1. Овладение теоретическими и прикладными знаниями в работе с географической картой;
  2. Усвоение методов научного познания (анализ, оценка, прогнозирование, изучение закономерностей пространственного размещения и развития геосистем);
  3. Формирование эмоционально – ценностного отношения к своему краю, России, миру на основе решений вопросов и задач по карте.

 

Карта занимает в географии центральное место. Без неё не могут развиваться науки о Земле, не может обходиться школьная география. Её роль в нашей жизни неуклонно растёт. Карта теперь не только «второй язык географии», но и методический стержень, интегрирующий знания отдельных географических наук. Географическая карта служит источником новых знаний и средством формирования географических понятий, сопровождает и процесс познания, и научные поиски. Эта огромная роль карты требует от школы - научить своих питомцев пользоваться картой, глубоко понимать её, видеть за нею реальные явления и закономерности. Необходимо научить школьников черпать из карты заложенную в ней богатую информацию. Таких целей можно добиться строго продуманной системой работы с географической картой. Важна постановка вопросов, требующих логических умозаключений на основе карты. Степень сложности вопросов должна быть различна. Недостаток отведённого программой времени ограничивает шире использовать такие вопросы. Чтобы курс был более насыщенным и интересным, необходимо вести отбор полезных, интересных и даже занимательных вопросов, требующих самостоятельных выводов и умозаключений.

 

Учебно – тематический план курса

 

Тема

Количество часов

Всего

В том числе

Теоретич.

Практич.

1.Введение. Цели и задачи элективного курса.

1

1

 

2.Географическая карта и космические снимки Земли.

3

1

2

3.Градусная сетка, географические координаты.

2

1

1

4.Направления и расстояния на карте.

3

1

2

5.Определение времён на разных долготах и часовых поясов по географической карте.

2

 

2

6.Тропики и полярные круги на географической карте. Движение Солнца на разных широтах.

3

1

2

7.Глобус и фигура Земли.

2

1

1

8.Горизонтальное расчленение и рельеф суши.

3

1

2

9.Гидросфера. Реки, озёра, моря.

2

 

2

10.Политико-административная карта России.

3

 

3

11.Политическая карта мира.

2

 

2

12.Пути сообщения.

2

1

1

13.Карты океанов.

2

 

2

14.Комплексные карты.

1

 

1

15.Экологическая карта России.

1

 

1

16.Карта путешествий.

1

 

1

17.Политическая карта мира в PUZZLE.

1

 

1

18.Географическая карта – источник знаний.

1

 

1

Итого:

35

8

27

 

Содержание программы

1. Введение. Цели и задачи элективного курса (1ч.) Карта – главный инструментарий географа.
2. Географическая карта и космические снимки (3 ч.) Входная диагностика по понятийному словарю. Диктант по географической карте. Карта – второй язык географии. Классификация карт по охвату территории, масштабу, содержанию. Распознавание территории по космическим снимкам. Значение карт и космических снимков для жизни и деятельности человека. Нанесение на контурную карту известных географических объектов.
3. Градусная сетка и географические координаты (2ч.) Длина 1о дуги параллели и меридиана в км. Решение задач на определение географических координат. Определение географических объектов по заданным координатам. Закрепление знаний и умений на контурной карте. Решение занимательных задач по карте.
4. Направления и расстояния на карте (3ч.) Масштаб. Виды масштабов. Масштабы карт и глобусов. Искажение на картах. Определение направлений и расстояний по глобусу и географической карте. Решение задач по топографической карте.
5. Определение времён на разных долготах и часовых поясов по географической карте (2ч.) Карта часовых поясов. Россия на карте часовых поясов. Линия перемены дат. Решение прямых и обратных задач на определение местного, поясного времени.
6.      Тропики и полярные круги на географической карте. ДвижениеСолнца на разных широтах (3ч.) Градусная сетка. Пояса освещённости. Дни равноденствий и солнцестояний. Полярный день и полярная ночь. Теллурий. Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Решение вопросов и задач на движение Солнца.

7.       Глобус и фигура Земли (2ч.) Глобус- модель Земли. Демонстрация физического, политического глобусов. Глобус и карта звёздного неба. Характеристика фигуры и размеров Земли. Решение вопросов и занимательных задач по теме «Земля – планета солнечной системы».
8.       Горизонтальное расчленение и рельеф суши (3ч.) Шкала высот и глубин. Абсолютная и относительная высота. Решение вопросов и задач на вычисление площадей, крутизны склонов по раскраске и горизонталям. Определение высот и глубин, отметок ниже уровня Мирового океана. Построение профиля через Главный Кавказский хребет. Построение профиля по топографической карте по линии А – В.
9. Гидросфера. Реки, озёра, моря (2ч.) Нанесение на к/карту ранее изученных и новых объектов географической номенклатуры. Решение задач по данной теме. Построение профиля через Каспийское море в меридиональном направлении.
10. Политико-административная карта России (3ч.) Крупнейшие и крупные города России.. Сухопутная и морская граница России. Определение субъектов РФ по краткому описанию и конфигурации. Изменения в географических названиях. Географические названия в занимательных вопросах. Нанесение на контурную карту субъектов РФ.
11. Политическая карта мира (2ч.) Страны, столицы. Классификация стран по географическому положению. Определение стран по краткому описанию. Составление характеристик стран по картам. Островные государства. Монархии мира. Колонии.
12. Пути сообщения (2ч.) Транспортная карта России и мира. Крупнейшие транспортные узлы России. Крупнейшие аэропорты мира. Железнодорожные туннели мира. Морские каналы мира. Судоходные реки России и мира. Нанесение географических объектов и искусственных сооружений на контурную карту.
13. Карты океанов (2ч.) Карта океанов (мировая). Карты отдельных океанов. Измерение глубин по шкале. Острова и архипелаги. Создание творческого проекта. Разработка путешествия с опорой на умения «читать карту»: а) научно- исследовательского судна; б) туристического судна.
14. Комплексные карты (1ч.) Заповедники. Заказники. Национальные парки. Растительный и животный мир. Использование земель. Районы распространения культурных растений и животных. Добыча полезных ископаемых.
15. Экологическая карта Росси (1ч.) Ареалы экологических ситуаций. Районы загрязнения вод радиоактивными отходами. Районы испытаний ядерного оружия. Места проведения подземных ядерных взрывов. Кислые атмосферные осадки. Комплексное нарушение земель. Деградация естественных кормовых угодий. Города с высоким уровнем загрязнения атмосферы.
16. Карта путешествий (1ч.) Путешественники и маршруты их путешествий. Нанесение на контурную карту маршрутов путешествий.
17. «Политическая карта мира в PUZZLE» - занимательная географическая игра. (2ч.) Решение разноуровневых задач по курсу.
18. Географическая карта – источник знаний (1ч.) Разработка проекта: «Составление КИМов к ЕГЭ по тематическим картам».

Методические рекомендации

Самый важный навык, который выпускники общеобразовательных учреждений могут получить при изучении географии, и только географии, - навык использования различных видов географических карт. Ориентирование в пространстве с помощью карты, умение читать карту- это как раз то, что необходимо каждому человеку вне зависимости от его будущей профессии.

Важную роль в формировании прикладных знаний играет правильная организация систематической работы с контурными картами. Их использование позволяет развивать у учащихся чувство пространства, умение по географической основе определять взаиморасположение объектов, особенности конкретной территории. Систематическое использование контурных карт позволит сформировть умения по словесной характеристике географической территории определять положение этой территории по карте.

Вопросы и задачи по географической карте помогут формировать географическую зоркость и независимую экспертизу качества школьного географического образования.

Применение задач на взаиморасположение, карточек с пространственными схемами позволит выявить сущностные черты изучаемого объекта, установить взаиморасположение элементов, слагающих карту, их взаимозависимость и взаимообусловленность (Приложение 5). «Начинать работать с заданиями такого рода нужно не «вслепую», а позволяя ученикам пользоваться картой. Со временем они войдут в карту, вникнут в территорию. Они сами начнут составлять подобные схемы. Они полюбят карту. Они узнают мир» (С.В.Рогачёв).

В содержании вопросов и задач реализуется принцип развивающего обучения, в частности соблюдается преемственность вопросов и заданий, последовательно изменяется уровень трудности, осуществляется систематическая актуализация знаний и умений, полученных ранее. В содержании программы реализуются требования разноуровнего обучения.

Вопросы условно можно подразделить на следующие ступени:

а)      выяснение свойств изображённых на карте объектов, например, какие участки мирового океана превратились бы в замкнутые озёра, если бы уровень океана понизился на 50 м?;
б)      количественная и качественная их оценка на основании картографического изображения, например, в каких приморских городах России летом Солнце восходит из-за моря; в каких при заходе скрывается за морем;
в)      понимание связи картографических изображений с географическими явлениями, непосредственно не показанными на данной карте, например, по контурной карте административно – территориального устройства России определите, в каком квадрате градусной сетки содержится наибольшее количество субъектов РФ, перечислите их, назовите столицы и административные центры субъектов.

Если учащиеся понимают карту, видят и умеют замечать на ней важнейшие закономерности, то для более высокой ступени её познания особенно важны и полезны вопросы, требующие подключения к осмысленному восприятию непосредственно не отображённых на карте закономерностей и понятий.

Применение задач из области топологии (название раздела математики), где важно соотношение объектов, способствует интеграции знаний с другими науками. Топологические задачи направлены на развитие внимания к географическим границам. Использование схем Лазаревича К.С. на занятиях позволит учащимся лучше знать политико – административную карту РФ и научит их самостоятельно составлять подобные схемы (Приложение 6).

«Непременные условия в работе с пространственными схемами: начинать работать со схемами, отталкиваясь от реальной карты; завершать работу со схемами, привязываясь к реальной карте» (С.В.Рогачёв).

Для успешной реализации программы элективного курса необходимо иметь сборники заданий с дидактическим материалом, комплект контурных карт и географических атласов за 6 — 9 классы. Учебный географический атлас выступает как целостное картографическое произведение: это объект изучения, средство наглядности, источник знаний, информационная система, культурный феномен. Школьники должны видеть достоинство атласа «в его внутреннем единстве, цельности и законченности». Они должны научиться «понимать», «знать», «читать» атлас.

Задания курса построены в соответствии с ключевыми темами курса и имеют различную направленность. Организация практических и самостоятельных работ учащихся такова, что каждое из этих заданий содержит несколько упражнений по применению имеющихся знаний или закреплению их. Ряд вопросов нацелен на глубокое и всестороннее изучение карты, требует глубокого мыслительного процесса. Внесение новизны и занимательности в вопросы и задания способствуют мотивированному их разрешению.

Организация самостоятельной работы с контурными картами. Конкретные задания по организации работ с атласом и контурными картами способствуют осознанному воспроизведению информации и закреплению полученных знаний. Работы с использованием контурных карт отличаются наибольшей эффективностью. Следует заметить, что учащиеся испытывают значительные трудности при выполнении практических и самостоятельных работ на контурной карте, даже если рядом лежит атлас. Учителю необходимо помочь учащемуся сориентироваться, давать систему заданий числом не более пяти, дифференцированных по уровню сложности. Задания должны связывать контурную карту с содержанием конкретной темы.

Организация самостоятельных практических работ должна подкрепляться инструкцией по её выполнению, памяткой для учащихся (Приложение 7).

Задания для тематического контроля знаний. Организация систематического контроля и учёта динамики изменения качества знаний каждого учащегося позволит добиться высокого уровня географического образования. Следует обращать внимание на уровень доступности заданий и интерес их выполнения. Применение обучающих и развивающих задач не требует перенапряжения памяти, способствует выявлению сообразительности, умения быстро оперировать информацией и решать различные задачи по карте. Желательно привлечение к решению задач самых разных источников географической информации.

Применение космичеких снимков Земли на уроках требуют более глубокого мыслительного процесса и географических закономерностей в широком плане. Они помогут в реализации принципа экологизации географического образования, научат школьников планетарно мыслить и осуществлять мониторинг окружающей среды.

Использование (по возможности) мультимедийных интерактивных средств в сочетании с аудиовизуальными при выводе изображения на большой экран существенным образом повысит наглядность обучения и повысит мотивацию к нему. Компьютерная анимация позволяет наглядно и в динамике рассмотреть многие географические объекты и явления. При этом необходимо обучение проводить с безусловным соблюдением санитарных норм использования компьютерной техники.

Прочная картографическая подготовка учащихся будет способствовать дальнейшему изучению данного профиля, повысит успех на вступительных экзаменах в ВУЗ, расширит общекультурный кругозор.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ УЧАЩИХСЯ, ПОЛУЧЕННЫМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

  1. "Называть и (или) показывать по карте". Требование объединяет воспроизведение учащимся информации, её изложение, правильное следование инструкциям и схематическим описаниям, узнавание объектов и явлений, запоминание местоположения, особенностей; приведение примеров и т.д.
  2. "Определять и (или) измерять, фиксировать". Требование объединяет умение наблюдать за знакомыми и незнакомыми явлениями, "считывать географическую информацию, распознавать простейшие различия в объектах и между ними, перечислять и сравнивать данные наблюдений или других источников информации; пользоваться измерительными приборами, картой и иными источниками информации и т. д".
  3. "Описывать, составлять простые карты". Требование объединяет изложение (письменное или устное) собственных наблюдений учащихся индивидуально или в ходе групповой работы, распознавание ификсацию простейших изменений в объектах и явлениях, происходящих во времени и пространстве, вычленение(абстрагирование) отдельных признаков, важных для ценного описания, подбор средств фиксации, подходящих для оформления полученных результатов (карт, схем, диаграмм, таблиц и т. д.) построение связного рассказа (отчета) о проведённой работе ( учебной, эксперимента, наблюдения и т. п.).
  4. "Объяснять". Требование объединяет систематизацию и классификацию, установление связей между различными факторами и явлениями, группировку, обобщение нескольких групп данных для выявления закономерностей, ведущих и подчинённых факторов, интерпретации географической информации, составлениедоклада (сообщения) в соответствии с поставленной задачей, рефлексию (критическую оценку) своей и общей работы, формулировку предложений и более эффективных решений поставленных организационных и познавательных задач и т. п.
  5. "Прогнозировать". Требование объединяет умение формулировать гипотезу, ставить вопросы и высказывать предложения типа "как", почему", "что будет, если..." и т. д.; предвидеть развитие объектов, тенденций и состояний; конструировать (планировать) исследование, осуществлять его по этапам и т.д.

 

Требования к умениям

Учащийся элективного курса должен уметь:

-давать оценку изучаемых (или встречаемых в жизни) географических, экологических, природоохранительных и других явлений с точки зрения современных социально-общественных позиций;
-владеть географическим языком;
-пользоваться различными источниками географической информации (атласами, статическими справочниками, профилями, литературой, банком данных ЭВМ и другими) для получения необходимой информации о географических объектах, явлениях, компонентах;
-всесторонне оценивать ту или иную географическую, экологическую ситуацию и находить оптимальное её решение;
-предвидеть динамику тех или иных географических, экологических явлений;
-анализировать текущую географическую информацию, следить за логикой событий, происходящих в России, в мире;
- аргументировано и логично вести научно-географическую дискуссию;
-анализировать географические явления пространственно, территориально, привязывать их к географической карте.

 

МЕТОДЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Наблюдения. Маршрутные и площадные. Периодические и непрерывные, стационарные и дистанционные. Полевые исследования.
Картографический. Картирование геосистем и использование карт для изучения закономерностей пространственного размещение и развития геосистем.
Статистический. Сбор статистических данных, их систематизация в виде таблиц, обработка результатов наблюдений, определение функциональных и корреляционных зависимостей.
Системный подход. Изучение географических объектов как систем. Взаимосвязь элементов, составляющих системы, выделение ведущих элементов. Взаимосвязь между системами.
Исторический подход. Изучение прошлого состояния объекта. Изучение состояний, свойственных разным Этапам развития объекта для реконструкции его прошлого и прогноза будущего состояний. Выявление современной структуры объекта на основе изучения истории его развития. Сравнение исторических состояний объекта для объяснения его уникальных черт.
Сравнительный подход. Выявление сходства и различия процессов, свойства и состояний нескольких географических объектов. Классификации, оценка и
прогнозирование географических объектов при помощи сравнительного подхода.
Моделирование геосистем. Конструирование моделей. Аналитическое применение моделей для изучения геосистем. Моделирование географическое, математическое, машинное.
Геоэкологический мониторинг. Информационная система. Наблюдение и оценка состояний природной среды для улучшения использования природных ресурсов, охраны окружающей среды. Локальный, региональный и глобальный географический мониторинг. Мониторинг хозяйственного и социального развития.

Список литературы

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. География. 6-11кл. М.:Дрофа,2002.
  2. Агеева И.Д. Весёлая география на уроках и праздниках. М: Творческий центр. 2004.
  3. Берлянт А. М. Карта – второй язык географии: (Очерки о картографии). Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 192 с.
  4. Воронина Г. А. Виды элективных курсов в профильном обучении//География в школе. 2006. №7. С. 37-38.
  5. География: Уроки – игры в средней школе / Сост. Н .В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2004. – 139 с.
  6. Даньшин и др. Олимпиады по географии. 6-11 классы. М.: Дрофа. 2002.
  7. Емельянов А. С. 300 вопросов и ответов по странам и континентам. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с.
  8. Жучкевич В.А. Вопросы и задачи по географической карте. Минск.«Вышэйш. Школа», 1972.
  9. Задачи по географии: Пособие для учителей / Под ред. А.С. Наумова. – М.:МИРОС, 1993.
  10. Заяц Д. В. Каркас русской цивилизации/Д.В. Заяц, К.С. Лазаревич, С.В. Рогачёв. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «География». Вып. 2 (14)).
  11. Константинова Т. В. Первые уроки по физической географии: 6 класс. М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с. (Библиотечка «Первого сентября», серия «География»).
  12. Курсы по выбору как основной компонент предпрофильной подготовки девятиклассников: Методические рекомендации / Сост. Ю. В. Воронина. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2004. – 71 с.
  13. Лазаревич К. С. Физико-географические объекты в цифрах / К.С. Лазаревич. – М.: ООО «Чистые пруды», 2005. – 32 с.: ил. (Библиотечка «Первого сентября», серия «География»).
  14. Лазаревич К. С. Обучающие вопросы: 8-9 классы / К.С. Лазаревич. - М.: ООО «Чистые пруды», 2005. – 32 с.: ил. (Библиотечка «Первого сентября», серия «География»).
  15. Митрофанов И.В. Тематические игры по географии. М.: Творческийцентр. 2003.
  16. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. М: Вако. 2004.
  17. Олимпиадные задания по географии. 9 класс/ авт.-сост. А. Б. Моргунова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 85 с.
  18. Петрова Н. Н. План и карта: учебное пособие/ Н. Н. Петрова, Е. Е. Гусева, Т. В. Лихолат. – М.:Дрофа, 2004. – 76 с.
  19. Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6-10 классы. М.:Дрофа,2000.
  20. Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. М.: Просвещение. 1990.
  21. Раздаточные материалы по географии. 8-9 классы. М.:Дрофа,2002.
  22. Рогачёв С. В. Знать карту. Еженедельник «География», №14, 18, 30, 38/2003; №42/2002
  23. Рогачёв С. В. Обучающие задачи по географии России: 8-9 классы / С.В. Рогачёв. - М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «География». Вып. 3 (15)).
  24. Рогачёв С.В. Развивающие задачи на уроках географии: 8-10 классы / С.В. Рогачёв. - М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «География». Вып. 4 (10)).
  25. Сиротин В.И. Сборник заданий и упражнений по географии. 6-10 кл.М.:Дрофа,2003.
  26. Смирнова М. В. География: сб. заданий для проведения промежуточной аттестации: 6-9 [кл.]: кн. для учителя / М. С. Смирнова. – М.: Просвещение, 2007.
  27. Географические атласы:
  28. Большой географический атлас школьника. М.: Аст-пресс. 2001.
  29. Географический атлас мира. М.: Росмэн. 1998.
  30. Атлас мира. Миллениум. Лондон, Нью- Йорк, Мюнхен, Мельбурн, Дели.2001.

 

 

к плану

 

 
 
ИПКиППРО ОГПУ