Методика преподавания химии


Материалы разработаны:

В.Н. Мишаковой,
к.п.н., старшим преподавателем кафедры дидактики
и частных методик ИПКиППРО ОГПУ

Информация о дистанционных материалах

Дистанционные материалы предназначены для учителей химии общеобразовательных школ, претендующих на высшую квалификационную категорию. Содержание дистанционных материалов ориентировано на достижение конкретной цели - обеспечение методической подготовки учителей химии по актуальным проблемам методики преподавания. Для достижения данной цели дистанционные материалы предусматривают реализацию следующих задач:

  • предоставить возможность учителям химии познакомиться с основными направлениями модернизации школьного химического образования;
  • способствовать формированию профессиональной готовности учителей химии для реализации в учебном процессе современных образовательных технологий, ориентированных на развитие химической компетентности школьников.

Рекомендации учителям химии по использованию дистанционных материалов

Содержание дистанционных материалов позволит:

1) осмыслить полученную на первой  сессии информацию об особенностях современной химической науки и методики её преподавания в школе;
2) подготовиться к итоговым процедурам третьей (очной) сессии:
- практическим занятиям предметно-методического модуля очной сессии;
- сдаче экзамена по предметно-методическому модулю;
- защите выпускной квалификационной работы.

Выполнение и представление дистанционных материалов

Задания выполняются индивидуально и передаются руководителю КБПК в электронном виде (диск) и на бумажном носителе.

Дистанционные материалы представлены практическими занятиями:

Занятие № 1.  Учебно-методическое обеспечение преподавания химии на основной и старшей ступенях общего среднего образования (1 час).

Занятие № 2.  Проектирование системы оценивания образовательных результатов учащихся  в условиях современного урока химии (1 час).

.Занятие № 3.  Проектирование  современных уроков  химии (4 часа).

Занятие № 4.  Концептуальные подходы к преподаванию химии в ФГОС нового поколения (2 часа).

На третьей сессии (очной) КБПК учителей химии предполагается обсуждение дистанционных материалов.

Для получения консультации по интересующему Вас вопросу дистанционных материалов необходимо связаться с  Мишаковой Валентиной Николаевной.

Адрес: г. Оренбург, ул. Советская, 2,  ИПК и ППРО ОГПУ, кафедра дидактики и частных методик.
Телефон: 8 (3532) 77-71-79

 

Теоретические аспекты  методики обучения химии

Занятие №1

Тема «Учебно-методическое обеспечение преподавания химии на основной и старшей ступенях общего среднего образования» 

Форма проведения: практическое занятие (1 ч.)

Рекомендуемые для изучения информационные ресурсы:

  1. Учебно-методическое обеспечение преподавания химии. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/dist_ximiy.asp.
  2. Стандарт среднего (полного) общего образования по химии. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/ximiy/08/stsr.doc
  3.  Перечень оснащения ОУ материальной и информационной средой. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/ximiy/2009/per_ob.doc
  4. Календарно-тематическое планирование уроков химии. [Электронный ресурс] - Режим доступа: ktp[1].rar\Планирования_Хим - RAR архив, размер исходных файлов 709 120 байт
  5. Примерная программа по химии. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/ximiy/08/pr8-9.doc
  6. Рекомендованные элективные курсы по химии. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/ximiy/2010/rekomen.doc
  7. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=3386
  8.  Программно - методические материалы. Химия: Средняя шк. 8 –11 кл. / Сост. С.В.Суматохин.- М.: Дрофа. – 2011.- 192 с.
  9.  Программы для общеобразовательных учреждений: Химия. 8 – 11кл. /Сост. Н.И.Габрусева, С.В.Суматохин. – М.: Дрофа. – 2011. – 288 с.
  10.  Сборник нормативных документов. Химия/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 112с.
  11. Чернобельская, Г.М. Методика обучения  химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Г.М.Чернобельская.- М.: Гуманит. изд. центр Владос.- 2000.-336 с.

Задание 1. Охарактеризуйте УМК «Химия» авторов Новошинской Н.С. и Новошинского И.И. (или других авторов, в зависимости от того, по какому УМК преподаете химию) по следующим направлениям:

  1. Положительные стороны УМК.
  2. Трудности, выявленные при работе с УМК.
  3. Анализ результативности использования УМК по химии.
  4.  Динамика учебных достижений учащихся.
  5.  Результаты ГИА, ЕГЭ.
  6. Общие выводы.

Задание 2. Проанализируйте структуру и содержание учебника нового поколения (учебник на Ваш выбор). Отвечает ли выбранный Вами учебник требованиям стандарта по предмету? Обоснуйте ответ.

Занятие №2
Тема «Проектирование системы оценивания образовательных результатов учащихся в условиях современного урока химии
Форма проведения: практическое занятие (1 ч.)
Рекомендуемые для изучения информационные ресурсы:

  1. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 2 ч. Ч 1/ под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б. Логиновой.- М.:  Просвещение, 2009.
  2. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения: Рекомендации для опытно-экспериментальной работы школ / А.Г. Каспаржак, Л.Ф. Иванова, К.Г. Митрофанов и др.; под ред. А.Г.Каспаржака, Л.Ф. Иванововой; Национальный фонд подготовки кадров; Институт новых технологий образования. - М.: Просвещение, 2004. с.189
  3. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. – М.: Издатель Рассказов А.И., 2004, с. 291.
  4. Образовательные технологии: сборник материалов. М.: Баласс, 2008.
  5. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – Москва – Рига.1999.
  6. Письмо Министерства образования РФ от 03.06.2003 № 3-51-120/13 «О системе оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования».
  7. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=3386
  8.  Аналитические материалы "Качество общего образования. Анализ качества подготовки обучающихся по учебным предметам базисного учебного плана общеобразовательных учреждений. 2005-2009 годы" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://centeroko.ru/public.htm
  9.  Болотов, В. и др. Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников [Электронный ресурс] / В.Болотов, Г.Ковалева. - Режим доступа: http://federalbook.ru/files/FSO-SREDNEE/Soderzhanie/II/CO1_str39-45.pdf
  10.  Игнатова, О.А. Система оценки качества образования в образовательном учреждении: практический опыт, перспективы [Электронный ресурс] / О.А. Игнатова.  - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/510804/
  11.  Карпов, С.А. Оценка качества образования в системе управления качеством образования [Электронный ресурс]  / С.А. Карпов. - Режим доступа: http://pedsovet.org/forum/index.php?act=attach&type=post&id=4105
  12.  Материалы к концепции «Подходы к созданию системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mccme.ru/edu/oficios/2006/proekt0/concept-material.doc
  13.  Новиков, А.М. и др. Как оценивать качество базового профессионального образования? [Электронный ресурс] / А.М. Новиков, Д.А. Новиков, Н.Ю. Посталюк. - Режим доступа: http://www.anovikov.ru/artikle/kach_bpo.htm
  14.  Построение ОСОКО: цели и задачи, основные элементы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.fipi.ru/binaries/264/kovaleva%20osoko.ppt
  15. Центр оценки качества образования ИСМО РАО [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://centeroko.ru/

Информация для учителя

Одним из ведущих приоритетов национальной образовательной политики является создание общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО), включающей независимые объективные формы оценки и контроля. Для успешного управления образованием необходимы объективные данные о состоянии системы образования на различных уровнях и тенденциях ее развития. Создание общероссийской системы оценки качества образования будет способствовать достижению следующих общезначимых целей:

• обеспечению объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения;
• обеспечению единого образовательного пространства;
• повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений (по продолжению образования или трудоустройству);
• принятию обоснованных управленческих решений органами управления образованием различных уровней;
• формированию национального экспертного потенциала;
• созданию системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области педагогических измерений и оценки качества образования.

1. Обновление системы оценки качества по ФГОС второго поколения, - это:

  • введение ЕГЭ и ГИА;
  • международные сравнительные исследования Timms, Pisa, Pirls;
  • новые системы оценивания образовательных достижений школьников (рейтинги, портфолио, безотметочное (аутентичное, качественное) оценивание;
  • измерение  предметных, метапредметных и личностных достижений школьников;
  • усиление позиции, связанной со сравнением результатов внутришкольного и внешнего контроля.

     2. Система оценки достижения планируемых результатов является:

содержательной и критериальной базой системы оценки выступают планируемые результаты;
функции:
- ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание школьников, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программыобщего образования;
- обеспечение эффективной «обратной связи», позволяющей осуществлять регулирование (управление) системы образования.

3. Показатели образовательных достижений учащихся по химии:

  • Интегральные показатели обученности по химии (достижение обязательного и повышенного уровней подготовки).
  • Динамика образовательных достижений учащихся.
  • Сформированность общеучебных умений и коммуникативных умений.

Технология достижения планируемых предметных результатов освоения программ основного и среднего образования по предмету «Химия», предполагает построения  системы оценивания на основе:

  • проектирования учебных задач и ситуаций,
  • дифференциации требований к освоению содержания образования,
  • использования адекватной системы оценивания.

Методические материалы должны включать:

  1. общую технологическую схему проектирования учебного процесса, методику внутренней оценки достижений учащихся;
  2. тематические результаты обучения по химии;
  3. итоговые предметные результаты за учебный год;
  4. описание образцов учебной деятельности школьников по каждому основному разделу курса «Химии»;
  5. примеры проверочных заданий по каждому из разделов

Пакет контрольно-измерительных и учебно-методических материалов, должен включать:

  1. показатели ожидаемой «предметной» готовности учащихся 5 класса к изучению основных тем и разделов курса «Химии»;
  2. образцы проверочных заданий для проведения входной диагностики,
  3. образцы учебных заданий для диагностики текущего освоения крупных тем/разделов курса «Химии» (учебные задачи и учебные ситуации);
  4. образцы проверочных работ для итогового контроля;
  5. методические рекомендации по их проведению, оцениванию и использованию результатов;
  6. систематизированное описание учебных задач и учебных ситуаций, включающее необходимые дидактические и раздаточные материалы для организации учебной деятельности школьников;
  7. рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки предметных результатов учащихся, составу портфолио и критериям его оценивания.

  Задание 1. Каковы недостатки внутришкольных измерений качества учебных достижений учащихся?

Задание 2. Подобрать серию про­блемных вопросов к урокам химии одного из разделов школьной химии для создания личностно ориентирован­ной информационно-коммуникационной сре­ды, обеспечивающей системно-деятельностный подход обучения.

 Задание 3. Разработатьсистему заданий для контроля качества подготовки учащихся по химии, образ­цы (модели эталоны), критерии для определения точности выполнения задания и оценивания учащихся.

Вопросы для самоконтроля

  1. Проанализируйте используемые в вашем городе/районе учебно-методические комплексы с позиции наличия в них системы заданий, позволяющих осуществлять обучение школьников на основе их деятельности.
  2. Какие профессиональные затруднения вы видите при оценивании учебных достижений школьников? Какие пути их преодоления вы можете предложить?

Занятие №3

Тема «Проектирование современных уроков химии»

Форма проведения: практическое занятие (4 ч.)

Рекомендуемые для изучения информационные источники:

  1. Дистанционные    образовательные   технологии: проектирование и реализация учебных курсов /Ле­бедева   М.Б., Агапонов   СВ. и др. / Под. ред.М.Б. Лебедевой. - СПб.: БХВ-Петербург, 2010.
  2. Как проектировать универсальные учебные дейс­твия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г.  Асмолов, Г.В.  Бурменская, И.А. Володарская и др. / Под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.
  3. Кузнецов А. А. Учебник в составе новой инфор­мационно-коммуникационной образовательной среды: Методическое пособие / А.А. Кузнецов, СВ. Зенкина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  4. Кузнецов А.А. О стандарте второго поколе­ния // Биология в школе. - 2009. - №2.
  5. Роберт И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной комму­никации // Информатика и образование. - 2008. - № 5.
  6. Роберт И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной комму­никации // Информатика и образование. - 2008. - № 6.
  7. Русских Г.А. Дидактические основы моделиро­вания современного учебного занятия // Методист. - 2003. - №1.
  8. Слободчиков В. И., Рябцев В. К. Проек­тирование замысла и реализации // Технологии проект­ной деятельности как единство в образовании. - Киров: КОГУП «Кировская областная типография», 2000.
  9. Петрова О.Г. Проектирование уроков биологии в информационно-коммуникативной среде //Биология в школе. - 2011. - № 6.
  10. Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения
    М.:«Сентябрь», 2004.—128 с.
     

Задание 1.  Составьте конспект урока химии по одной из тем школьного курса химии с использованием следующего алгоритма:

  1. Определяется тип урока (выбрать из шести предложенных типов в соответствии
    с концепцией Ю.А.Бабанского).
  2. Система определяет дидактическую цель, со­ответствующую данному типу учебного занятия.
  3. Система выдает соответствующую типу и дидактической цели структуру учебного занятия.
  4. Учитель выбирает уровни учебных задач (по таксономии Б.Блума), соответствующие ди­дактической цели.
  5.  Для конкретизации определяются соответствующие уровням учебных задач метапредметные результаты (из примерных программ по химии), а также личностные и предметные результаты.
  6.  Далее по классификации типов ЭОР (пред­лагаемые С.В. Зенкиной) учителю предлагается выбирать типы и конкретные ресурсы, которые позволяют достичь необходимых результатов обучения химии.

Информация для учителя:
Проектирование урока химии означает:

  • определение цели как ожидаемых результатов (предметных, метапредметных, личност­ных), решаемых на данном этапе учебного про­цесса;
  • определение способов организации учеб­ных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя, способов взаимодействия учащихся);
  • прогнозирование   возможных   действий учеников.

Современный урок – конструирование активного взаимодействия ученика и учителя.

Школьная система России долгие годы была научно – просветительской и учитель в ней был информатором, сообщающим знания, а сейчас наше образование старается приблизиться к научно – гуманной системе, в которой роль учителя отличается тем, что:

- на первом месте стоит создание условий для воспитания социально активной личности;

- учитель должен научить ученика учиться – уметь добывать знания самому, при этом за учителем сохраняется роль организатора познавательной деятельности.

Роль учителя в том, что он организатор этого конструирования, он управляет процессом познания, т.е. планирует, организует выполнение плана, анализирует достигнутые результаты. Основной формой работы учителя остаётся урок. Поэтому уметь конструировать урок, знать структуру урока, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педагога.

Целью современного урока и является создание условия для формирования и воспитания такой личности,  способной к осознанному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями, патриота и гражданина.

Педагогическая цель в определённых условиях превращается в педагогическую задачу, при этом задача, воспринятая учеником, выступает мотивом его деятельности. Когда учитель формулирует педагогическую задачу конкретного урока, он идёт обычно от содержания учебного материала. Поэтому очень часто не осознаётся важность работы по постановке целей, а ведь цели и содержание взаимосвязаны.

Педагогическая задача (цель) конкретного урока складывается из:

- познавательной составляющей (предметной, содержательной, ложащейся на поле деятельности);

- воспитательной составляющей, являющейся главной в современном уроке;

- развивающей составляющей (развитие интеллекта и эмоциональной сферы, формирование воли).

Задание 2.  Проведите урок по составленному Вами конспекту в ОУ, где вы работаете.

Задание 3. Проанализировать урок по предложенным параметрам и дайте оценку с использованием критериев, представленных после таблицы 1.

Анализ современного урока химии
                                                                                                                         Таблица 1

Параметры оценивания урока

 

Баллы

0

1

2

3

1. Определение учащимися цели, способа действия и самоконтроля, т.е. фор­мирование всех компонентов учебной деятель­ности как основной формы активности ученика, направленной на изменение самого себя как субъекта учения.

 

 

 

 

2. Умение проектировать и преобразовывать информационно-коммуникационную предметную среду, в которой будут созданы все условия для достижения современных образовательных результатов:  личностных, метапредметных, предметных.

 

 

 

 

3. Включение в предметную среду новых средств, в основном интерактивной природы.

 

 

 

 

4. Прогнозирование достижений требуе­мых результатов обучения.

 

 

 

 

5. Предвидение негативных последствий учебной деятельности учащихся.

 

 

 

 

6. Создание личностно ориентирован­ной информационно-коммуникационной сре­ды, обеспечивающей системно-деятельностный подход обучения.

 

 

 

 

7. Учебная деятельность, направленная на сознательное, активное присвоение социального опыта учащимися.

 

 

 

 

8.Наличие системы заданий и вопросов, направленных на вовлечение учащихся в учебную деятельность, при которой формируются УУД
- личностные,
-регулятивные,
-познавательные,
-знаково-символические,
- ком­муникативные.

 

 

 

 

9. Развитие УУД в учебных ситуациях информационно-ком­муникационная предметная среда должна содержать следующие элементы:

  • дидактические материалы, направленные на организацию познавательной деятельности, включающую значительную долю самостоятель­ной работы;
  • средства для взаимодействия учащихся, учащихся и учителя, учащихся и интерактивных средств ИКТ;
  • средства для аутентичного оценивания собственного продвижения и развития в процес­се самостоятельной деятельности;
  • система заданий для самоконтроля, образ­цы (модели эталоны), критерии для определения точности выполнения задания, тесты;
  • система справочной информации, обес­печивающая поиск достоверной учебной и на­учной информации по теме: ссылки на ресурсы, раскрывающие шире изучаемые понятия, реко­мендуемые источники информации;
  • возможность организации материалов в личном пространстве учащихся, осуществление отбора для обеспечения разноуровнего освое­ния, выделения или конструирования в изучае­мом материале индивидуальной учебной струк­туры.

 

 

 

 

10. Умение выявлять и создавать условия, способствующие повышению качества образования.

 

 

 

 

11. Создание на уроке учебных ситуаций, способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию.

 

 

 

 

12.Умение организо­вать обучение в информационно-ком­муникационной предметной среде так, чтобы в результате был внесен значительный вклад в развитие учебной деятельности и УУД.

 

 

 

 

13. Организация деятельности учащихся, направленная на дости­жение высоких результатов обучения через:

  • обеспечение аудиовизуального контакта с реальными и цифровыми объектами предмет­ной области;
  • предоставление свободы поиска информа­ции;
  • обеспечение возможности рассмотрения учебной информации в разнообразных аспек­тах ее реализации с различных точек зрения, на основе которых учащиеся строят свои предположения, выдвигает гипотезы, формулирует выводы;
  • предоставление инструментов исследо­вания, моделирования, имитации реальности, проектирования;
  • неконтактное управление различными виртуальными объектами (лабораторная работа), сюжетами (экскурсия), процес­сами, посредством осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия;
  • возможность самостоятельно извлекать и предоставлять знания, выбирать режим учебной деятельности.

 

 

 

 

14. Осуществление рефлексии учащихся

 

 

 

 

ИТОГО

 

Критерии оценивания урока химии
Каждый параметр оценивается максимально в 3 балла.
Максимальный балл за весь урок - 42 балла (14 х 3).
Низкий уровень – менее 21 баллов
Допустимый - 21-27 баллов
Средний  - 28- 36 баллов
Высокий - 37-42 баллов.

Занятие №4.

Тема «Концептуальные подходы к преподаванию химии в ФГОС нового поколения»

Форма проведения: практическое занятие (2 ч.)

Рекомендуемые для изучения информационные ресурсы:

  1. Аршанский, Е.Я. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля. /Е.Я.Аршанский. – М.: Вентана – Графф. – 2002. – 176 с.
  2. Габриелян, О.С. Органическая химия. 10кл.: профил. уровень: Метод. пособие: Кн. для учителя / О.С.Габриелян, Т.Н.Попкова, А.А.Карцова. – М.: Просвещение. – 2006. -159 с.
  3. Программы элективных курсов по химии (предпрофильное обучение). 8-9 кл. – М.: Дрофа. – 2007. – 80 с.
  4. Штремплер, Г.И. Предпрофильная подготовка по химии/ Г.И.Штремплер. – М.: Дрофа. – 2007. – 253 с.
  5. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=3386
  6. Как проектироватьуниверсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Воло­дарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просве­щение, 2008. – 151 с.  - (Стандарты второго поколения).
  7. Современные педагогические технологии в профильном обучении: учеб-метод. пособие для учителя / [О.Б. Даутова, О.Н. Крылова]; под ред. А.П. Тряпициной. — СПб. : КАРО, 2006. – 176 с. 
  8. Бенькович Т.М. Модель образовательного рейтинга в портфолио учебных достижений// Профильная школа. 2005. №2.С. 48 – 50.
  9. Опыт рейтингового оценивания достижений учащихся [Электронный ресурс] / Образование Урала. Региональный портал. - Режим доступа: http://uraledu.ru/node/20172, свободный.— Загл. с экрана.
  10. Рейтинговая система оценивания в практическом курсе обучения студентов педагогического колледжа //Всероссийский интернет-педсовет [Электронный ресурс]  - Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4400/Itemid,118, свободный. — Загл. С экрана.
  11. Внедрение рейтингов в старшей школе. Система рейтингов // Менеджер образования [Электронный ресурс] / Портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений. - Режим доступа: http://menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=5986&catalogid=27, свободный. — Загл. с экрана.
  12. Рейтинговая система оценки знаний учащихся [Электронный ресурс] С.В. Полякова / Справочник заместителя директора школы — Режим доступа: http://zam.resobr.ru/archive/year/articles/4856/, свободный. — Загл. с экрана.
  13. Обсуждаем системы оценивания [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.likt590.ru/resources/material/ozenka.pdf, свободный.— Загл. с экрана.

 Информация для учителя химии

Идея обновление содержания образования  в образовательных стандартах второго поколения.

Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования теперь содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса (учащимися, родителями, учителями), представленные во всех трёх разделах основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

Обязательная часть основной образовательной программы среднего (полного) общего образования составляет 40 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 60 % от общего объёма основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

Реализация основной образовательной программы среднего (полного) общего образования осуществляется образовательным учреждением в рамках урочной и внеурочной деятельности.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся основная образовательная программа среднего (полного) общего образования может предусматривать:

  • учебные предметы,
  • курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
  • внеурочную деятельность.

При организации указанных видов деятельности могут использоваться на основе государственного (муниципального) задания возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

В учебный план входит обязательное изучение 9 (10) учебных предметов (курсов)

I. Учебные предметы, выбираемые обучающимися из указанных ниже обязательных предметных областей:

Естественные науки

  • «естествознание» (интегрированный уровень)
  • «физика» (базовый или профильный уровень)
  • «химия» (базовый или профильный уровень)
  • «биология» (базовый или профильный уровень)
  • «экология» (базовый уровень)

Обучающийся выбирает один или два предмета на любом из уровней их изучения.

Учебные предметы (курсы) по выбору участников образовательного процесса

В дополнение к выбранным для изучения учебным предметам из обязательных предметных областей обучающийся может выбрать: один-два предмета из выше указанных предметных областей или курс, например: «астрономия», «искусство», «технология», «дизайн», «хореография» и др., или курс, предложенный образовательным учреждением.

Для всех обучающихся в учебный план включается обязательное выполнение индивидуального проекта, который должен быть направлен как на расширение академических рамок обучения, на применение знаний в реальных жизненных ситуациях, так и на создание условий для социального становления и саморазвития обучающихся.

При составлении индивидуального учебного плана обучающихся, а также при формировании образовательным учреждением профилей обучения общее количество учебных предметов из обязательных предметных областей не должно превышать 6(7), при этом 3(4) учебных предмета выбираются для освоения на профильном уровне. Таким образом, учебный план с учетом общих для освоения всеми обучающимися учебных предметов (Россия в мире, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности) должен включать 9 (10) предметов, а также индивидуальный учебный проект.

Учебный план образовательного учреждения формируется исходя из обеспечения нагрузки обучающегося в объеме не менее 30 часов, но не более 36 часов в неделю.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования составляет 2 учебных года.

Количество учебных занятий за 2 учебных года на одного обучающегося не может составлять менее 2100 часов и более 2520 часов.

Согласно Государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы» к 2011 году будет завершен организационный переход на принципы профильного обучения. При этом профильное обучение будет обеспечивать возможность построения школьником индивидуальных образовательных траекторий. К 2015 году будет завершено методическое и технологическое обеспечение широкого выбора индивидуальных образовательных траекторий, в том числе с использованием информационных технологий и возможности получать вместе с общим образованием осваивать профессиональные навыки, модули программ начального и среднего профессионального образования.

Профильное обучение также сделает возможной разгрузку детей, в том числе на подростковой ступени школы. Свободное от уроков время школьника станет ценнейшим ресурсом самообразования и дополнительного образования. Это означает, что резко сузится поле принуждения ребенка и расширится пространство его инициативного действия. Все это потребует расширения сферы дополнительного образования школьников. К 2012 году каждый школьник в среднем за счет бюджетных средств получит возможность не менее 2 часов в неделю заниматься внеурочной деятельностью в рамках образовательной программы, а к 2020 году – не менее 6 часов.

Другим важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. В практике деятельности инновационных образовательных учреждений такой подход принято называть компетентностным. Речь идет об овладении обучающимися умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений. При таком подходе существенно меняется роль и задачи изучения дисциплин социально-гуманитарного и естественнонаучного цикла, возрастает значимость учебных курсов с элементами освоения технологий. В них будут активно использоваться проектные методы, вовлекающие школьников в практическую деятельность. Изменится подход к преподаванию естественнонаучных дисциплин. Акцент будет сделан на проведении исследований, выдвижении и проверке гипотез, решении аналитических и проектных задач. Это потребует разработки новых образовательных технологий и учебных материалов, использования информационно-коммуникационных технологий. Инновационное развитие страны требует обновления к 2015 году всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода.

В рамках первой приоритетной задачи – обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях:

  • обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;
  • обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее компетентностный подход, взаимосвязь академических знаний и практических умений;
  • развитие вариативности образовательных программ;
  • обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития.

Задание 1. Изучите Концепцию ФГОС второго поколения.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=3386
Подготовьте ответы

Как осуществляется формирование доминантного направления обновления содержания образования - вариативной модели химического образования?

2. Какие профессиональные затруднения Вы видите при оценивании учебных достижений школьников по химии? Какие пути их преодоления Вы можете предложить?

Задание 2. Осмыслить вариативную модель образования (см. идею фундаментального ядра и оболочки, интегрированного, базового и профильного обучения в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения).

 

 

 

к выбору модуля