ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

План

• Основные понятия

• Теоретический материал

• Вопросы и задания

• Литература

 

Основные понятия

Анализ, апробация, вариативное образование, гуманизация воспитания и обучения, инновация, компетентный, мониторинг, образование, образовательный процесс, обучение, план, проектирование, цель.

 

Теоретический материал

1. Характеристика программ нового поколения

2. Логика проектирования программ нового поколения

3. Структура инновационной образовательной программы

4. Этапы проектирования образовательной программы

5. Личностные компетентности как результат реализации инновационной образовательной программы

 

Начало документа

1. Характеристика программ нового поколения

Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций воспитанников .

Развитие содержания образования в системе дополнительного образования опирается на нормы и ценности определенные Национально-региональным компонентом Государственного образовательного стандарта.

Дополнительные образовательные программы разрабатываются в русле личностно-ориентированного и компетентностного подходов , создают условия для самостоятельного самоопределения личности, становления ее социальной компетентности и гражданской ответственности.

Разработка дополнительных образовательных программ нового поколения предполагает учет ряда принципов:

- ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;

- формирование у воспитанников целостного и эмоционально-образного восприятия мира;

- обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании;

- развитие ключевых компетенций у воспитанников;

- обязательная опора на содержание основного образования, использование его историко-культурологического компонента;

- реализация единства образовательного процесса.

Дополнительные образовательные программы нового поколения должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным ребенком. Они также должны быть открытого типа, т.е. ориентированными на расширение, определенное изменение с учетом конкретных педагогических задач, отличаться содержательностью, вариативностью, гибкостью использования. На их основе можно выстраивать работу, которая будет отвечать социально-культурным особенностям того или иного региона, традициям и условиям конкретного общеобразовательного учреждения, возможностям и интересам различных групп обучающихся, их родителей, педагогов

Для создания необходимых условий качества дополнительной образовательной программы нового поколения предусматривается:

- обновление ее содержания на основе разработки научных основ организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей;

- регулярное проведение всероссийских конкурсов авторских образовательных программ;

- экспертиза программно-методического обеспечения, разработка и экспериментальная проверка программ нового поколения;

- активизация долгосрочных дополнительных образовательных программ, предназначенных для детей среднего и старшего школьного возраста;

 

Начало документа

2. Логика проектирования программ нового поколения

Понятие «педагогическое проектирование» в педагогической науке является сравнительно новым и широко дискутируется. Вместе с тем исследователи сходятся в том, что педагогическое проектирование необходимо для максимально продуктивного взаимодействия с ребенком в творческом процессе, создания оптимального алгоритма обучающего диалога, обеспечивающего возможность индивидуального творческого освоения ребенком мира человеческой культуры. Педагогическое проектирование в русле личностно-ориентированного и компетентностного подходов по содержанию носит вероятностный характер, а по методу — модельно-гипотетический.

Проектирование программ — одно из важнейших направлений образовательного проектирования. Особую актуальность оно приобретает в условиях дополнительного образования детей. Программа — это следующий после концепции уровень теоретического представления содержания образования. Любая образовательная программа — это документ, регламентирующий тип и способы построения содержания учебно-воспитательного процесса в условиях той или иной педагогической системы

Прежде чем приступать к созданию программы, необходимо осознать ее специфику как нормирующего документа. Требования к содержанию и результатам проектирования в данном случае будут опираться:

а) на четкие представления о сущности понятия «образовательная программа»;

б) на знание комплекса действующих нормативов, определяющих стратегию, цели и содержание соответствующего уровня и типа образования (стандартов образования, требований к обязательному минимуму содержания, квалификационных характеристик и др.).

Каждому направлению дополнительного образования детей соответствует своя основная образовательная программа. Она раскрывает цели, содержание, план и методы процесса воспитания и обучения во времени с указанием способов осуществления учебной и воспитательной деятельности.

Образовательная программа позволяет также представить целостный контекст построения индивидуально-образовательных траекторий обучающегося воспитанника с целью расширения его личностных компетенций. На этот результат должны быть направлены программы нового поколения или инновационные (авторские) программы. Анализ инновационных образовательных программ, позволяет вычленить ряд выраженных черт, которые на современном этапе можно рассматривать как содержательные ориентиры для авторских коллективов, занимающихся разработкой и совершенствованием программ нового поколения.

1. Программа нового поколения должна быть направлена на ликвидацию несоответствия между существующим образованием и реальными образовательными потребностями общества. Суть этого состоит в том, что важным результатом образования должны стать ключевые компетенции воспитанника, образно выражающиеся в умении «действовать, быть и жить». В связи с этим основным направлением модернизации системы дополнительного образования детей является изменение методов образовательной деятельности.

2. Инновационная образовательная программа направлена в первую очередь не на оснащение воспитанников новыми знаниями, умениями и навыками, а на создание новых личностно-профессиональных установок самого педагога – установок по отношению к ребёнку, его субъектности и самоопределению, а также к себе самому как участнику диалога – одновременно и ведущему, и равноправному; носителю и знания, и незнания.

3. Инновационные образовательные программы отличает новое понимание «бразование – культура». В этом случае инновационная образовательная программа залечивает неестественный разрыв между образованием и культурой. Образование выступает как часть или даже жизнеопределяющий «орган» культуры, который обеспечивает её трансляцию и развитие. Характерной чертой образовательной программы нового поколения является её взаимодействие с самыми различными учреждениями, профессиональными сообществами, социальными институтами и практиками. Образовательная инновационная программа дает основания для приобщения к определённому образовательному, социальному опыту (но при этом она не может быть просто репродуцирована).

Очень важная черта образовательных программ нового поколения заключается в том, что культура в этих программах осваивается не как внешний человеку, отчуждённый объект, а как его собственная культура: как то, что порождено подобными ему людьми и что может быть порождаемо им самим.

В современной педагогической литературе, посвященной вопросам дополнительного образования детей, выделяются семь основных качественных характеристик программ: актуальность; прогностичность; рациональность; реалистичность; целостность; контролируемость; корректируемость.

Начало документа

3. Структура инновационной образовательной программы

В разработке Института управления образованием выделяется пять этапов процесса педагогического проектирования: диагностический; прогностический; организационный; обобщающий.

М.В. Кларин в технологии педагогического проектирования выделяет четыре этапа: подготовка целей и их максимальное уточнение; формулировка целей с ориентацией на достижение результатов; подготовка материалов, средств и организация хода обучения в соответствии с поставленными целями; оценка текущих результатов, коррекция обучения; анализ и заключительная оценка результатов.

Как уже отмечалось, проектирование образовательной программы начинается с анализа государственных образовательных стандартов, задающих содержательно-целевые рамки подготовки и сопряженных с ними нормативных и методических документов. Следующий шаг связан с последовательным проектированием необходимых структурных составляющих образовательной программы. В классическом варианте это: цели (требования к уровню и качеству подготовки выпускников); учебный план; программы отдельных учебных дисциплин и практик; программы организации внеучебной деятельности; организационно-педагогические условия и педагогические технологии, применяемые для реализации образовательной программы; ожидаемые результаты реализации образовательной программы и возможные дальнейшие направления развития личностных компетенций обучающихся; методики педагогической диагностики и способы оценки промежуточных и конечных результатов.

В рамках создания образовательной программы центральным предметом проектирования становятся конечные цели, которые должны быть достигнуты в результате воспитания и обучения на данных уровне и ступени образования. При построении системы практических действий по проектированию цели выбирается один (или несколько) из существующих подходов к целепостроению.

В структуру образовательной программы обычно входит пояснительная записка, где обосновывается выбранный подход к построению программы, приводятся аргументы в пользу новизны и продуктивности ее содержания. В тексте записки указываются адресат, к которому обращена программа, примерные сроки ее реализации, приводятся ссылки на имеющиеся программные аналоги. В структуру образовательной программы включают также общий учебный план в табличном или матричном виде, где отражено количественное соотношение объема дисциплин, являющихся компонентами программы как системы, их регламентированное распределение в рамках учебного времени, а также перечень форм работы. Далее идет последовательное развернутое содержательное описание каждой из учебных программ (тематических разделов, модулей, блоков), входящих в структуру образовательной программы.

После того как заданы цели (требования к уровню и качеству подготовки воспитанников), необходима разработка содержательной части, являющейся, по сути, программой действий по достижению целей. В круг задач на этом этапе проектирования входят: обоснование критериев отбора содержания учебного материала; определение целесообразного соотношения между его теоретической и практической составляющими; поиск наиболее эффективных педагогических технологий (с точки зрения поставленных целей); определение форм организации образовательного процесса; разработка контрольных заданий и выбор методов оценки результативности.

Хорошая программа должна предлагать выбор педагогических технологий, которые позволили бы наилучшим образом овладеть заданным содержанием учебного материала. В ее структуру также включаются контрольные вопросы по мере усвоения отдельных разделов и тем. К вопросам предъявляются определенные требования, исходя из особенностей содержания учебного материала, требований к уровню усвоения и требований к компетентности выпускника.

При проектировании образовательной программы полезно прогнозировать результат освоения каждого из ее разделов.

При проектировании программы необходимо учитывать и реальные временные и материальные ресурсы в образовательном учреждении.

Начало документа

4. Этапы проектирования образовательной программы

В общем виде этапы проектирования инновационной образовательной программы представлены в следующем алгоритме:

1 этап: определение проектного замысла, построение первоначальное концепции, c б op оценка данных, проект развернутой пояснительной записки.

2 этап: корректировка проектного замысла, разработка концепции проекта, пилотажный вариант проекта программы, разработка содержательно- методического обеспечения проекта.

3 этап: апробация проекта программы, корректировка (изменение) проекта, пополнение банка данных, проект программы.

4 этап: оформление и рецензирование программы, апробация (корректи­ровка) проекта, определение перспектив развития проекта, авторская учебная программа, новый проектный замысел (дополнительно см. ссылку №4).

Начало документа

5. Личностные компетенции как результат инновационной образовательной программы

Среди результатов реализации образовательной программы нового поколения в системе дополнительного образования детей являются личностные ключевые компетентности : учебные, исследовательские, социально-личностные, коммуникативные, компетенции в области организаторской деятельности и сотрудничества, личностно-адаптивные, социальные, культурные (по А.В. Баранникову).

В качестве результата образования на региональном уровне, определяется достижение социальной компетентности обучающегося через формирование гражданской позиции, нравственных идеалов и патриотизма, изучение национальных традиций и обычаев, изучение родного края, воспитание уважения к прошлому своего народа.

В общем и целом анализ современных образовательных программ позволяет сделать вывод о следующих базовых «параметрах образованного человека» – тех параметрах, на которые так или иначе ориентированы эти инновационные программы:

1. Образованный человек – это человек, обладающий определенным уровнем мыслительной гибкости.

2. Образованный человек – это человек, у которого сформирована определенная способность к «самоактуализации через культуру».

3. Образованный человек – это человек, способный к самостоятельному и конструктивному выбору в различных ситуациях с той или иной степенью не определенности.

4. Образованный человек – это человек социально состоятельный, способный к эффективной ориентации и самореализации в разных социальных средах, социально и граждански не инфантильный.

Понятно, что никакое «усвоение знаний» не способствует развитию человека по вышеперечисленным параметрам – для развития этих качеств требуется не усвоение знаний, а что-то совсем иное – именно то, что и составляет основную предметность анализируемых образовательных программ.

Начало документа

Вопросы и задания

1.      Когда и в связи с чем у Вас возникает (может возникнуть) потребность в проектировании программы нового поколения?

2.      Какова роль воспитанников Вашего учреждения, объединения в проектировании образовательных программ?

3.      Проанализируйте собственный педагогический опыт и опыт коллег с целью выявления актуальных проблем и образовательных ситуаций в системе дополнительного образования детей. Какие существуют в практике Вашего УДОД варианты проектирования образовательных программ нового поколения?

Начало документа

 

Литература

• Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности. Учебн. пособие. – Краснодар: Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования, 2000. – 54 с.

• Безрукова В. С. Проективная педагогика: Учеб. пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. – Екатеринбург, 1996.

• Буйлова Л.П. Как разработать авторскую программу? (рекомендации педагогу дополнительного образования) – М., 1999.  – 38с.

• Дитрих Я. Проектирование и конструирование: Системный подходер. с польск. — М., 1981.

• Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. — СПб., 1995.

• Ильин Г.Л. Проективное образование и реформация науки. — М., 1993.

• Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование. — Волгоград, 1998.

• Подобед C .О. Проектирование и разработка инновационных программ //Дополнительное образование и воспитание, 2006. – № 7.

• Познание и проектирование (Материалы «круглого стола») //Вопросы философии, 1985. — № 6.

• Разработка и реализация проектов развития образовательных учрежденийод ред. В.И. Загвязинского, С.А. Гильманова. – М.: Изд-во АСОПиР, 1998. – 108 с.

• Раппопорт А. Г. Границы проектирования //Вопросы методологии реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей. – М., 1996. – 87 с.

• Родионов В. Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. — СПб., 1996.

• Розин В. М. Проектирование как объект философско-методологического исследования //Вопросы философии, 1984. — № 10.

• Сазонов Б. В. К определению понятия «проектирование» //Методология исследования проектной деятельности. — М., 1973.

• Тряпицына А.П. Теория проектирования образовательных программ //Петербургская школа. Теория и практика формирования многовариантной образовательной системы. – СПб., 1994. – 280 с.

• Фомина А.Б., Голованов В.П., Буйлова Л.Н., Филиппова Е.А., Фомина Н.Н. Организационно-педагогические основы развития учреждений дополнительного образования детей. – М., 1998. – 86 с.

Электронные адреса опыта

О создании учебно-воспитательных программ  

http://niro.nnov.ru/bibl28.doc

О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей. Письмо Министерства образования РФ от 20 мая 2003 г . № 28-51-391/16

http://www.metodistsv.org/doc/ekol3.doc

Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. Письмо Министерства образования РФ от 18 июня 2003 г . № 28-02-484/16

http://www.metodistsv.org/doc/ekol3.doc

 

Начало документа

Письмо и УТП.doc